Правда о гаремах

Правда о гаремах

При слове «гарем» кто-то вспоминает веселую песенку из «Кавказской пленницы», кто-то сладостные описания любовных романов, а кое-кто, сжав кулаки, тут же задумывает о борьбе за равенство женщин и мужчин.

Да, гарем вовсе не обязательно должен выглядеть как в фильме про Анжелику: великолепный дворец с журчащими фонтанами и ажурными беседками, где томятся прекрасные невольницы. Гарем — это просто та часть мусульманского дома, где живут женщины и дети, и куда не допускаются посторонние. В бедной семье гарем может фактически занимать весь дом, помимо передней комнаты, куда приглашают гостей. А у богатого человека гарем может состоять из нескольких зданий, поскольку исламская этика требует предоставить каждой из законных жен отдельное жилье и прислугу, чтобы им не приходилось сталкиваться друг с другом — очень разумное правило, не так ли?

Право входить в гарем имеет только сам хозяин дома, для других мужчин вторжение считается серьезным преступлением: за это запросто могут посадить в тюрьму. Пока не появились женщины-медики, врачам приходилось ставить диагноз только на основании беседы, вообще не видя своей пациентки или видя только одну кисть ее руки, просунутую в отверстие занавеса. Если к женщинам приглашаются учителя или артисты, то предпочтение отдается слепым, а зрячих слушают из-за ширмы или решетчатой перегородки. Обычаи благочестия неодобрительно относятся к тому, чтобы женщина без особой нужды выходила на улицу. Халиф ал-Хаким даже запретил сапожникам шить женские туфли, чтобы женщины сидели дома. Такой обычай изоляции женщин — вовсе не изобретение мусульман. Арабы переняли ее у христиан византийцев, а те, в свою очередь, были прямыми наследниками античной Греции, где, со времен Перикла и Сократа, тоже существовал обычай разделять дом на «женскую» и «мужскую» половину. На знаменитых античных пирах «симпосионах», где философы вели беседы, а поэты состязались в стихосложении, роль хозяйки за столом выполняла приглашенная гетера, а жена хозяина гостям даже не показывалась. Порядочная женщина вообще практически не имела права выходить за границы женской половины — «гинекея».

Чадра или паранджа — покрывало или накидка, надевается женщиной-мусульманкой перед выходом на улицу. Мусульмане не считают, что ношение паранджи как-то оскорбляет женщину, напротив, это своеобразный комплимент ее красоте. Подразумевается, что если женщина не будет закрывать лицо и фигуру, она будет сводить с ума всех встречных мужчин. Так что, если вы считаете, что на вас и так никто не посмотрит — можете паранджу не носить, что и делают очень пожилые женщины. Первыми мусульманками, которым было предписано носить паранджу, были жены пророка Мухаммада.

В доме Мухаммада постоянно толклись толпы народа, пришедшие получить наставление в вере, и стареющему Пророку было неприятно, что вся эта публика запросто болтает с его молодыми красивыми женами. Тогда он обнародовал пророчество, согласно которому его жены должны были скрывать лица от посторонних, и только потом им стали подражать все остальные мусульманки. По законам шариата, у мусульманина может быть от одной до четырех жен, которые состоят с ним в законном равноправном браке. До искоренения рабства, сексуальное сожительство хозяина с рабыней считалось совершенно нормальным явлением, дети рабыни считались законными, именно рабыни-наложницы, а не законные жены, составляли основное население огромных гаремов. У многих халифов — средневековых мусульманских правителей — матери были рабынями-иностранками. Неудивительно поэтому, что кое-кто из них был светловолос и голубоглаз. Интересный факт: согласно статистике, в крупных султанских гаремах рождалось больше мальчиков, чем девочек. Есть гипотеза, что таким образом природа пыталась восстановить мнимый недостаток мужчин в популяции. В наше время многоженство сохраняется лишь в считанных мусульманских странах и, преимущественно, в самых высших слоях общества — это вызвано династическими интересами, к примеру — необходимостью иметь наследника. Брак считается в исламе богоугодным делом, поэтому неженатые мужчины и незамужние девушки в Исламском мире составляют редкое исключение.

Мусульманин может жениться на христианке или иудейке, но мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Обычай не позволяет женщине жить в чужом доме, поэтому в случаях долгого гощения, ухода за больным, преподавания и т.д. между хозяином дома и гостьей заключается фиктивный брак. В исламе существует несколько видов развода. Самый распространенный — развод по инициативе мужа, знаменитый «талак». Муж может без объяснения причины дать жене развод, произнеся «талак!» («отпускаю!») в присутствии свидетелей. Если слово «талак» было произнесено трижды, брак между бывшими супругами может быть возобновлен только после еще одного замужества жены, а если «талак!» произносится девять раз, брак не может быть возобновлен ни при каких условиях, даже если погорячившийся муж уже остыл, передумал и очень хочет взять свои слова назад. Вопреки широко распространенному убеждению, в исламских странах развод может быть осуществлен и по инициативе жены, например, в случае, если муж не выполняет условия брачного договора.

Супружеская неверность — страшный грех с точки зрения ислама, и карается он смертью. Однако случаи таких обвинений за всю историю существования исламского мира можно пересчитать по пальцам. Причина в том, что по исламским законам обвинение супруги в неверности должно быть засвидетельствовано четырьмя свидетелями, которые наблюдали процесс прелюбодеяния собственными глазами! Разумеется, такая вещь, как прелюбодеяние, чрезвычайно редко совершается в присутствии четырех совершеннолетних, дееспособных свидетелей. И даже в том случае, если коварный муж подкупит четырех негодяев, которые согласятся пойти на лжесвидетельство — даже в этом случае оклеветанная жена может поклясться богом, что она невиновна, и если ее в тот же самый момент не сразит божья кара — она считается условно оправданной и может требовать развода. Евнухи считаются обязательным атрибутом султанского гарема.

Парадокс состоит в том, что ислам категорически запрещает холостить людей и животных. Поэтому мусульмане покупали кастратов у христиан и иудеев. В Средние века некоторые христианские монастыри в Египте извлекали свой основной доход, покупая молодых рабов, подвергая их кастрации и продавая с большим барышом. Этот «промысел» был очень выгоден: после тяжелой операции выживали немногие, отчего число евнухов было сильно ограничено, что поддерживало на них высокую цену. Вы можете не поверить, но в Средние века евнухи считались хорошими воинами.

Юлия Большакова