Небольшая забывчивость стимулирует учиться

Небольшая забывчивость стимулирует учиться

Когда мы получаем неожиданную, пусть даже незначительную, награду, она становится приятным сюрпризом. Небольшая забывчивость увеличивает число таких сюрпризов и стимулирует нас продолжать добиваться цели, даже если процесс обучения кажется нудным и скучным. К такому выводу пришли японские биологи, их работа о связи между памятью, мотивацией, обучением, а также ожиданием и получением вознаграждения, опубликована в журнале PLOS Computational Biology. Предыдущие исследования показали, что в основе всех этих процессов лежит работа нейромедиатора дофамина. Согласно так называемой теории «ошибки предсказания награды», дофаминергические нейроны (они отвечают за чувство удовольствия от вознаграждения) активизируются тем сильнее, чем меньше мы эту награду ожидаем, сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru*

Например, если крыса случайно нажмет на рычаг, не ожидая никакого вознаграждения, и вдруг его получит, ее дофаминергические нейроны резко активизируются, уровень дофамина в ее мозгу взлетит, и она получит массу удовольствия. А если крыса жмет на рычаг в ожидании награды, такого эффекта не получается — нейроны активизируются вяло, уровень дофамина остается низким, а удовольствия — немного. Однако в некоторых случаях уровень дофамина в головном мозге остается устойчиво высоким в течение долгого времени, даже несмотря на то, что приз вполне ожидаем, то есть речь идет о мотивации к достижению цели. Именно этот эффект наблюдается в процессе обучения.

Чтобы разобраться в причинах феномена, Аяка Като (Ayaka Kato) и Кендзи Морита (Kenji Morita) из Токийского университета построили математическую модель. Она предусматривала поэтапное решение некой крупной проблемы через преодоление серии более мелких препятствий. Ученые запрограммировали постепенное ослабление связей между нейронами, которые отвечают за радость от получения награды, чтобы ввести в модель фактор забывчивости. После того, как через модель сотни раз «прогнали» различные данные, Като и Морита проанализировали результаты и пришли к неожиданному выводу. Именно фактор утраты некоторых воспоминаний усиливает мотивацию и ускоряет путь к достижению цели. То есть, забывчивость превращает даже небольшие, но совершенно неожиданные награды в приятные сюрпризы, помогает не опустить руки и продолжать идти к намеченной цели, что очень важно именно при обучении.