Кушать? НЕ ХОЧУ!

Кушать? НЕ ХОЧУ!

Кто из взрослых не сталкивался с капризным детским «Не хочу!»? Хорошо понимаю и сочувствую тем родителям, которых этот возглас способен довести до белого каления. Но как быть с упрямыми «нехочухами?» Давайте возьмем классическую ситуацию — «не хочу есть кашу (суп, котлету)!» и обсудим, как с ней быть. Разумеется, предварительно исключив обоснованные отказы от еды (ребенок заболевает, недавно поел у бабушки и т.п.). А если проблема приобретает хронический характер?

Как накормить «нехочуху»? Советы родителям

Есть хорошее правило: «Не так важно, что происходит, гораздо важнее, как к этому относишься». Если, услышав «не хочу!», начать настаивать либо скучно, по-взрослому, доказывать, что каша (суп, котлета) полезна и надо обязательно ее скушать, можно угодить в лобовую атаку маленького тирана, лишь разогрев этим его азарт упрямства или спровоцировав «артобстел» в виде истерики. И уж тут никакая пища впрок не пойдет, а выносливость кормильца-кормилицы подвергнется жесточайшему испытанию.

Значит, первое, что требуется — сойти с тропы войны (шансы неравны, исход неблагоприятен). А что там маячит на мирной дорожке?

Сотворчество

Помните, как Дениска Кораблев маялся с ненавистной манной кашей, когда мама предложила модель «если — то»: съешь кашу, пойдем в Кремль? Чем только не сдабривал ее: и сахаром, и солью, и хреном… Можно, не дожидаясь подобных экспериментов, предложить: «Ванечка, как бы нам кашку повкуснее сделать? Как думаешь, что в нее лучше добавить: изюм или банан?» С учетом выбора (хоть бы он и состоял в чем-то третьем, если оно имеется в наличии) можно пойти еще дальше: «Давай я порежу, а ты будешь раскладывать в тарелке, чтобы было красиво».

Сотворчество — превосходный способ увлечь ребенка. Закрепить позитивный настрой можно, резюмируя: «Кашка так довольна, что ты ее украсил, сама в рот просится… Последняя ложка осталась, смотри. Она будто говорит тебе «до новой встречи!». Будем в следующий раз вместе ее готовить, раз у нас так хорошо получилось?»

А можно подловить «нехочуху» на любви к прекрасному: уложить еду в форме домика, бабочки, цветка. Держу пари, устоять ему будет трудно, особенно если сам участвовал в сооружении этой красоты или хоть что-нибудь туда добавил (трубу из морковки к домику, веточку петрушки — к цветку и др.). Цветок из котлеты гораздо вкуснее, чем просто котлета, поверьте.

Сюрприз

В самом примитивном исполнении можно использовать новую тарелку с неизвестным рисунком на ее дне, оговорив, что увидеть его можно только когда тарелка опустеет. На это «ведется» далеко не каждый «вождь краснокожих». Зато если анонсировать сюрприз, а потом перевернуть опустошенную в его предвкушении тарелку, к донышку которой, оказывается, скотчем прикреплена наклейка — это наверняка вызовет радость.

Да и ту же модель «если — то» можно обновить, показав перед едой письмо от сказочного героя, которое тот велел прочесть после еды. В этом письме могут оказаться просто теплые слова, открытка или даже «карта сокровищ», пройдя по которой, можно отыскать… десерт, например. А вам-то как весело будет наблюдать или участвовать в поисках!

В некоторых случаях вместо письма может оказаться посылка (например, с новой книгой, которую ребенок еще не видел). Моей дочке бандероли «слал» Страшила — любимейший персонаж, который еще и звонил время от времени, справляясь, в том числе, и об аппетите. Пару лет она была абсолютно убеждена в реальности общения с ним и до сих пор вспоминает, какая это была радость.

Фантазия

На традиционное «не хочу кашу!» можно ответить вопросом: «А где тут каша? Это огромный океан, смотри-смотри, какие волны поднимаются. Ух ты, он грозится потопить весь мир и вызывает померяться силами богатыря, считая, что никто с ним не справится! Ну-ка, осилишь задаваку?»

На «не хочу суп!» можно придумать сказочную ситуацию об озере (колодце), в котором хранятся волшебные дары. Каждый, кто их отведает, получает особое качество: от кубиков картошки — силу, от полосок капусты — смелость, от колесиков морковки — смекалку и т.п. Не забудьте проверить бицепсы после обеда! И главное — не забывайте, что у вас фантазии хоть отбавляй, к тому же есть помощник — дочь или сын, который, может статься, начнет сам вдохновенно придумывать сюжеты.

Игра заразительна, поскольку возможна лишь при интересе участников. И кто сказал, что играть можно только в специально отведенное время! Но ведь каждый раз не будешь цирк устраивать с едой, правда? Можно и по-другому.

Компромисс

Договариваться, приправляя гастрономический сюжет воспитательным, — тоже неплохо. Например, оговорив количество ложек каши, которые нужно съесть, а остальное можно оставить. В результате то нечего будет оставлять, то на донышке останется… У вас же есть глазомер, используйте. И, кстати, не допускайте шулерства: полложки в рот — не считается, только полная! (если это произносить со смехом, то возражения последуют крайне редко).

А можно вступать в компромисс с помощью замены посуды.

— Мам, я не хочу суп.
— Хорошо, дочка, тогда я тебе чуть-чуть положу, ладно? Вот в эту мисочку.
Ребенок рад, что его мнение учли, с аппетитом съедает суп, не подозревая, что там его было столько же, что и в тарелке.

Может, кто-то из особо совестливых взрослых скажет, что это манипуляция. А я так думаю, что близко к игре в «на равных». Именно так это и воспринимается «нехочухами». Вот и дочка моя хохочет, вспоминая, какой вкусный суп был в мисочке, хоть для нее сейчас не секрет, сколько его туда помещалось.

…А куда подевались наши «нехочухи»? Всё съели и исчезли… Да они всего лишь хотели внимания в той форме, которая предполагает уважение. Давайте уважать хозяев будущего, чтобы и они этому научились тоже!

Источник *Школа жизни.ру*