Лудомания: жизнь — игра или игра — замена жизни

Лудомания: жизнь — игра или игра — замена жизни

Азарт — один из самых ярких камней в ожерелье дьявола-искусителя. Попасться на крючок может любой: от бабушки, проигрывающей свою пенсию на грошовых игровых автоматах до банкира-миллионера, просаживающего каждый вечер в казино суммы с четырьмя нулями. У меня есть знакомый журналист, который каждый день вместо обеда заходит в зал игровых автоматов, а вечером просит у коллег денег на метро. Его настроение напрямую зависит от удачи: выиграл — в завтрашнем номере газеты будет прекрасная статья, проиграл — к его столу лучше не подходить, рискуешь услышать в свой адрес что-нибудь не слишком приятное.

История игрока классического

Казино, игровые автоматы — разницы особой нет. И там и там кипят нешуточные страсти.

Моя знакомая — косметолог, в прошлом крупье, о своей «ночной» жизни вспоминает не часто: «Иногда приходят люди, которые разрабатывают системы выигрыша. Такие посетители могут целую ночь простоять, а утром сделать одну ставку, но на очень крупную сумму. Вообще бывало всякое — один раз проигравшийся клиент достал пистолет, чтобы застрелить девушку-крупье, которая по его словам сглазила удачу, к счастью, охранник успел его вовремя остановить. Приходилось присутствовать и при семейных скандалах, когда устраивали истерики женщины, которых мужья оттаскивали от игровых столов. Нервная эта работа, а ведь в хорошем заведении охрана старается не допустить разгорания конфликта. По-другому никак — большая часть клиентов на взводе, словно сухой порох».

Дешевые залы одноруких бандитов — головная боль милицейских патрулей. В аффекте завсегдатаи могут ограбить кассу, чтоб было на что продолжить игру.

В 2004 году в Воронеже посетитель отрубил топором голову девушке-оператору, а в 2005 году в том же городе игрок, спустивший все деньги, расстрелял трех человек, случайно оказавшихся в продуктовом павильоне, где был установлен автомат. Но чаще всего игроманы или лудоманы (от латинского ludus — игра) вредят лишь себе и своим родным проигрывая зарплаты, влезая в долги, продавая все мало-мальски ценные вещи из дома.

О проблеме игромании заговорили в 60-х годах, когда жители юго-восточной Азии и китайцы оказались бессильны справиться с увлечением азартными играми. В те времена проблему называли «китайский синдром», и Всемирная организация здравоохранения внесла «патологический гемблинг» как одну из зависимостей наравне с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в «Классификацию психических расстройств МКБ-10».

«Однорукие бандиты» нас программируют?

На вопрос «как становятся игроками» специалисты отвечают по-разному. Популярна сегодня в России такая точка зрения: у человека, севшего играть, формируется условный рефлекс, совсем как у собачки Павлова. Вспомните, как выглядят даже самые дешевые игровые автоматы — перемигивающиеся лампочки, яркие цвета, движущиеся картинки, разнообразные звуки, приятное бряцанье сыплющихся денежек при выигрыше…

В нейролингвистическом программировании это называется «техника россыпью», точно так же — задействуя одновременно все сигнальные системы (слух, осязание, зрение) — работают цыгане, налетая толпой на свою жертву. Для образования условного рефлекса Павлову требовалось в среднем 12 опытов, но человек, который решил расслабиться возле игрового автомата, подсаживается на иглу быстрее — возбуждение и азарт делают его более открытым для влияния извне.

Свою лепту вносят и разрешенные социумом анестетики — слабые алкогольные напитки — в игровых салонах спиртное не запрещено, а то и продается прямо на месте. Не стоит считать, что в дорогих заведениях все прозрачней и честней. В большинстве казино вам подадут за игровой стол бесплатные напитки и закуски, а под парадным входом проигравшихся в пух и прав клиентов будет ожидать бесплатное такси — играй клиент, не волнуясь ни о чем. Второй подвох кроется в вариативном подкреплении, при котором вырабатывается наиболее стойкий рефлекс. Это подтвердит любой мало-мальски образованный дрессировщик. Поощряя собаку кусочком колбасы в произвольном порядке — за первое выполнение команды, затем за третье, за пятое, за второе — мы развиваем упорство. Карен Прайор, известный дрессировщик, приводит такой пример: если ваша машина всегда заводится с первого раза, то, не услышав после поворота ключа приятного бурчания мотора, вы сразу же вызовете ремонтников, но если машина и раньше капризничала, заводясь то через три минуты, а то и через десять — вы будете долго пытаться решить проблему самостоятельно. Правда, похоже на алгоритм действий игрока?

Специалисты, изучающие проблему игровой аддикции, выделяют четыре стадии через которые проходит игрок, все глубже погружаюсь в омут заболевания.

Стадия выигрышей, которая начинается с единичных случаев игры. Чем чаще человек выигрывает на этом этапе — тем быстрей его засасывает водоворот страстей. Жертва возбуждена, ей хочется играть «на грани фола», взвинчивать ставки. Начинающий игрок мечтает о баснословно крупном выигрыше, много фантазирует и беспричинно оптимистичен.

Стадия проигрышей засасывает жертву словно болото. Человек стремится не афишировать свое увлечение игрой, но при этом очень много размышляет на эту тему, пытается просчитать выигрышные комбинации. Хвастаясь выигрышами, он не обращает внимания на все более частые эпизоды проигрышей, начинает одалживать деньги. Для этого периода характерно то, что человек не может прекратить игру порой несколько дней подряд. Начинают страдать работа и семья. Игрок становится раздражительным, необщительным.

Пытаясь прекратить играть, человек сталкивается с синдромом отмены, который проявляется головной болью, нарушением внимания, раздражительностью, ухудшением сна. Единственная возможность почувствовать себя лучше для него — начать играть.

Стадия отчаяния — рубеж, когда проблема становится явно видна окружающим. Чаще всего больные попадают к психиатрам именно на этой стадии, когда уже потеряна профессиональная и личная репутация, когда больной отдалился от семьи и друзей. Шагнув на третью ступеньку, игрок утрачивает приобретенное ранее мастерство игры: прибегает к неоправданному риску, нервничает, делает нерасчетливые ходы. Как результат — крупные долги, аферы, хищения. Увязнув в круговороте денежных проблем, человек снова и снова одалживает, собираясь выиграть, расплатиться с кредиторами и навсегда разорвать порочный круг, но деньги утекают из рук словно песок — не в силах сдержаться, он снова проигрывает.

На стадии падения находятся те самые игроки, о которых пишут в милицейский сводках. В поисках денег человек совершает противоправные действия, полностью порывает связи с друзьями, семьей, уходит с работы. Очень часто игрок скатывается в алкоголизм или пытается покончить жизнь самоубийством.Специалисты подразделяют игроманов на смеющихся, плачущих и отчаявшихся. Первые воспринимают игру как развлечение и никогда не признаются в том, что сами виноваты в трате огромных сумм, их любимая присказка: «мне просто не повезло». Плачущий же игрок фокусируется на проблеме отдавать долги. Последний тип — игрока отчаявшегося — мы все прекрасно знаем по драме Пушкина «Пиковая дама».

Игромания меняет маску

Сначала карты, казино, затем игровые автоматы… В наше время этот список существенно пополнился больными зависимых от онлайн-игр или «кибернетической лудоманией». Проблема в том, что к компьютеру чаще всего ребенка приучают родители, радуясь тому, что чадо не бегает по улице и привыкает к технике. В то время как в мире популярность онлайн-игр развивает в бешеном темпе. Первыми, как и в случае классической игромании, пострадали страны Азии. По статистике, только в Южной Корее за компьютерами сидит треть населения страны. В лапы ннтернет-игр в основном попадают подростки и мужчины, но в последнее время в России среди онлайн-игроков все чаще можно встретить молодых девушек.

Зависимость от онлайн-игр — аналог других видов игромании. Человек точно так же теряет связь с реальным миром, рушатся связи с друзьями, семьей, страдает нервная система. Единственное весомое отличие кибернетической лудомании состоит в том, что в виртуальном пространстве игры человек заново создает себя. Как может отказаться от образа загадочного, остроумного, успешного героя неуверенный в себе мужчина с пивным брюшком у которого в реальности невысокий социальный статус, начальник-тиран и неудачи на личном фронте!

Гэмблинг, китайский синдром, игровая аддикция, игромания, лудомания, онлайн зависимость — от названия суть проблемы не меняется. Попавшие в лапы зависимости больны и требуют длительного, квалифицированного лечения. Вот только убедить человека, завязшего в игре, в том, что ему нужна помощь очень сложно. В большинстве случаев к специалистам игроманов приводят родственники и друзья, самостоятельный визит игрока к психиатру — большая редкость.

Справка: По исследованиям Национальной ассоциации США по проблемам азартных игр, у любого среднестатистического горожанина в мире 6 %шансов стать уголовным преступником, 34% — алкоголиком, 32 % — наркоманом и 48 % — игроголиком. В США, по оценкам ученых Университета исследования азартных игр и Центра лечения в штате Коннектикут, примерно пять процентов посетителей казино уже стали наркоманами игры.

В Германии около ста тысяч человек страдают патологической тягой к азартным играм. Из пятимиллионного населения Дании у сорока тысяч граждан стоит диагноз лудомания. Примерно столько же азартных игроков — в семимиллионной Швейцарии. В России зависимостью от различных игр страдают более 2 млн человек. Это на полмиллиона больше, чем, к примеру, больных шизофренией. По мнению экспертов, через пять лет число зависимых увеличится более, чем в три раза и число лудоманов перевалит через цифру в семи миллионов.

Голик Владимир Николаевич, врач высшей категории, член Ассоциации психотерапевтов города Киева, психотерапевт, психиатр, заместитель главного врача Психоневрологического диспансера номер 2: «Любой человек как луковица. Ядро — это он сам, затем первый круг — ближайшее окружение, обычно семья, второй круг — друзья, третий — работа, четвертый — знакомый район, город. Когда прорывается один из кругов — к примеру, начинаются неприятности на работе, человек ищет поддержку в семье, затем у друзей.

Если все его круги-защиты не помогают, наступает черед алкоголя, игровых автоматов или любой другой зависимости. Сильный стресс в любом возрасте может привести к аддикции (зависимости), но опаснее всего переломные моменты в жизни, например, 40-45 лет — так называемый кризис среднего возраста.

Сильно подвержены игромании подростки. Они еще не умеют получать удовлетворение от социума — от работы, от жизни. Кроме того, на подростка сильнее действует такой фактор как «вариант мгновенной удачи». Это же так здорово — получить сразу все, не работая, не прикладывая особых усилий.У больных игроманией очень низкая мотивация на лечение потому к специалистам попадает не более десяти процентов людей, зависимых от азартных игр. Чаще всего родственники приводят больного к психотерапевту, когда он уже начинает выносить вещи из дома, спускать всю зарплату в один день.

А дальше все зависит от двух вещей: умения специалиста мотивировать пациента и от той здоровой его части, которая еще не разрушена зависимость. В сложных случаях применяется и медикаментозное лечение. Но в любом случае обязательны депривация, то есть уход от игры, положительная среда, правильная поддержка окружающих. Также нужно разбираться — что привело к зависимому поведению. В лечении игровой зависимости хорошо себя зарекомендовала групповая психотерапия аналогичная обществу Анонимных Алкоголиков.

Если возникает подозрение, что один из членов семьи зависим от игры, нужно обязательно собраться всем вмести и через интервенции попытаться разобраться. Надо упирать на факты: смотри, прошлой зарплаты не было, ты одолжил много денег, ухудшились отношения между нами, может быть, вместе попытаемся все решить? Если пациент признает проблему, то он пойдет к психотерапевту, но ругать человека, пилить бесполезно.