Водку запретили называть водкой, а пиццу — пиццей
Евросоюз закрывает украинцам пути к использованию привычных брендов — от водки и салями до пиццы и коньяка. Как пишет издание Корреспондент, отечественные производители готовятся к войне.
В Евросоюзе решили — если коньяк, то обязательно из винограда на полях одноименного французского города Коньяк, правильный сыр фета может быть только из Греции, а пармезан и пармскую ветчину производят исключительно в итальянской Парме. Именно с получения патентов на эти названия продуктов в Европе начался крестовый поход за историческими брендами.
Как пишет Корреспондент, патент и право на изготовление полюбившихся украинцам колбасок под название Мисливські отныне принадлежит польским изготовителям, портвейном может называться только вино из Португалии, а право называть свой йогурт йогуртом в суде у всего мира отсудила Болгария. Но больше всего не повезло россиянам, у которых те же поляки из-под носа утянули право на бренд водка, доказав, что впервые слово wodka применили именно они еще пять веков назад.
И это только малая часть так называемых брендов по географическому происхождению, которые Евросоюз своим решением 2005 года решил вернуть исконным владельцам, запретив другим странам выпускать продукты с такими названиями. В результате брендовый ажиотаж набрал новые обороты — список из 40 запатентованных названий в 2006 году вырос до нескольких тысяч наименований в 2009-м.
И если раньше борьба за эти названия была поводом для анекдотов, то теперь в свете европейских амбиций Украины это не уже шутки, а одно из обязательных условий евроинтеграции, которое она должна выполнить. Пока же перейти на новые названия были вынуждены украинские экспортеры, первыми ощутившие жесткие правила Евросоюза по охране новых торговых марок и вынужденные адаптироваться к ним на ходу. Если Украина подпишет договор о зоне свободной торговли с Европой в полном объеме то, начиная со следующего года, подобный же тотальный ребрендинг ждет и внутренних украинских поставщиков, что чревато проседаниями продаж.
Старший партнер Международного патентного бюро Игорь Савельев уверен, что в объединенной Европе условностей не меньше, чем в бывшем СССР, и украинскому бизнесу придется серьезно побороться за место под солнцем — за свои бренды и за своего клиента. «Мы идем в чужой монастырь, где все ниши давно поделили. Со сменой торговых марок кривая продаж украинских продуктов неизбежно станет нисходящей и на внешнем рынке, и на внутреннем — фактически произойдет перезагрузка «, — заявил он Корреспонденту.
Больше всего продвинулась в патентовании своих национальных брендов Чехия — почти вдвое больше, чем все остальные молодые страны — члены ЕС. Всего ЕС защитил 167 чешских патентов, среди которых кулинарные рецепты, сорта овощей и даже свой вид карпа. Итальянцы в свою очередь хотят запатентовать свою сыровяленую колбасу салями, которой в Украине, по информации Международной маркетинговой группы, продается около 30 видов от разных производителей.
Но наибольший удар по украинским пищевикам может стать патент на название пицца. Заявление об этом уже подано в Европейскую комиссию и в 2010 году планируется его рассмотрение. Как отмечают эксперты, запатентовано будет не только бренд пицца, но и разные приставки к нему — итальянская пицца, пицца пеперони и еще около 25 названий, которые итальянцы считают своим достоянием. Как отмечает Савельев, право на использование таких названий-брендов в странах, вступивших в Европейский союз, будет регулироваться национальным законодательством, и за его использование компании будут платить роялти непосредственно правительству государств — обладателей брендов.
Красноречивым примером европейского патентования генеральный директор Международной маркетинговой группы Дмитрий Роденко называет ситуацию с украинским коньяком, который для импорта уже пришлось срочно переименовывать в бренди. «Тот напиток, который мы сейчас экспортируем в Европу, называем бренди Коктебель», — подтверждает слова эксперта генеральный директор группы компаний Союз-Виктан Андрей Охлопков.
Источник *Корреспондент*