Умственно отсталых детей в Украине в два раза больше чем в Европе
По официальной статистике, показатели умственной отсталости у украинских детей вдвое больше западноевропейских. Об этом пишет он-лайн издание Новинар.
Одной из причин такой статистики является неправильный подход к диагностике и лечению, пишет Новинар. Как рассказал в интервью Новинарю главный детский психиатр Министерства здравоохранения Украины Игорь Марценковский, у части детей, которые стоят на учете у психиатра, умственная отсталость обусловлена определенным психической недугом – например, аутизмом, задержкой речи или расстройством дефицита внимания.
По данным Минздрава, среди общего числа лиц с диагнозом психическое расстройство до 22% составляют дети и подростки. По данным на 2007 год на каждых 100 тысяч украинских детей на учете в психиатра находились 737 умственно отсталых детей.
Самой распространенной патологией детского возраста и главной причиной инвалидности считается умственная отсталость. По статистике, в украинских интернатах для умственно отсталых находится более 7 тыс. детей и 318 молодых людей. В целом, в структуре Министерства труда и социальной политики функционирует 56 учреждений для детей с умеренной и тяжелой умственно отсталостью.
«IQ детей с некоторыми психическими расстройствами действительно ниже нормы. Если их не развивать, не уделять им больше внимания, изолирующих в психиатрической больнице, отставание в умственном развитии будет еще больше «, — говорит Марценковский.
По его словам, если аутизм выявить до 3-х лет, и заниматься с детьми по специальным коррекционным программам, 70% из них смогут учиться в общеобразовательных школах. Если с такими детьми не работать, то в 12-13 лет их легкая умственная отсталость может приобрести признаки умеренной или глубокой.
Также, по словам Марценковского, у ребенка с задержкой речи (способность к общению шестилетнего ребенка развита на уровне трехлетней) может быть нормально развит невербальный интеллект. «Но этих детей нередко ошибочно относят к умственно отсталым и направляют в вспомогательные школы-интернаты», — добавляет психиатр.
При этом, подчеркивает он , что такие интернаты перечеркивают ребенку жизненные перспективы. «О какой профессиональной карьере может идти речь в выпускника вспомогательной школы», — говорит Марценковский. Он отмечает, что среди детей со специфическими задержками развития много талантливых. И приводит пример известного режиссера Квентин Тарантино, который имеет за медицинской терминологией «расстройство орфографии», то есть проблемы в письменной речи.
По мнению врача, бесперспективных детей не бывает: «Если работать с таким ребенком, она может оказаться способной учиться в общей школе». Однако сейчас, отмечает Марценковский, «проще поставить диагноз умеренной умственной отсталости и отправить в интернат».
По его словам, улучшить охрану психического здоровья детей можно за счет нормальной системы организации психиатрической помощи. «На реформы нужно пятнадцать лет», — добавил Марценковский.