Украинцы слишком бедны, чтобы покупать органические продукты
Украина экспортирует органические овощи и фрукты в страны Евросоюз, в то время как на внутреннем рынке на свежую плодоовощную продукцию с пометкой «органик» спроса нет. Экологически чистые продукты едят в первую очередь состоятельные украинцы, передает Deutsche Welle.
Так, в украинских супермаркетах появились свежие органические овощи и фрукты, что подтверждают результаты исследования, обнародованного аналитической компанией АПК-Информ.
Издание отмечает, что в основном на полках крупных магазинов представлены свежая свекла, картофель, лук и морковь. Вся продукция импортирована из стран Евросоюза, поскольку покупают ее в основном клиенты с высоким уровнем дохода в крупных городах Украины, говорит руководитель проекта Овощи и фрукты компании АПК-Информ Андрей Ярмак.
По его словам, перспективы на украинском рынке органическая плодоовощная продукция имеет пока небольшие, ведь производство экологически чистых овощей и фруктов чрезвычайно затратное — стоит это удовольствие на десять или даже на пятьдесят процентов дороже, чем аналогичная неорганическая продукция, выращенная с использованием химикатов.
«Появилась эта продукция в супермаркетах, потому что у нас есть богатые украинцы, которые проводят много времени за границей и которые видели и пробовали органическую продукцию. И появляется модная тенденция потреблять органическую продукцию. Поэтому это эксклюзив, который должен привлечь в супермаркеты богатого потребителя «, говорит Ярмак.
Он убежден, что выращивать органическую продукцию для украинского рынка невыгодно, поскольку она не может конкурировать с импортированной из Европы, где есть поддержка фермеров, выращивающих органические овощи и фрукты. Также в Украине нет инфраструктуры для хранения такого товара, констатирует DW.
В то же время, с этим соглашается и президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко — он отмечает, что производство органической продукции в Украине на 40% дороже, чем обычной и органика требует много ручной работы.
«Мы можем конкурентоспособную продукцию выращивать и экспортировать ее в Евросоюз и так увеличивать это производство. Многие органической продукты на внутреннем рынке продать невозможно. Ведь по нашим оценкам лишь 15-20% населения способны купить такую продукцию», — говорит Козаченко.
Вместе с тем он считает, что принятие закона о поддержке органического производства в Украине должно изменить ситуацию. Рассмотрение документа уже несколько раз депутаты откладывали. Президент Украинской аграрной конфедерации рассчитывает на принятие этого документа в течение следующего года.
Со своей стороны, Ярмак уверен, что надо начинать не с закона. «Если бы поддерживался государством маркетинг этой продукции, то производители даже и не нуждались бы никакой финансовой поддержки, потому что был бы спрос. А так мы идем советским путем — сначала производим, а потом не знаем куда девать «, — отметил Ярмак.
Руководительница консультативного департамента Ассоциации производителей органической продукции Биолан-Украина Светлана Горбань уверяет в обратном. Она говорит, что в Украине немалый спрос на органическую продукцию, в частности и на свежие овощи и фрукты. По ее словам, спрос даже превышает производство.
Хорошо продаются как овощи, собранные из почвы, так и тепличные, выращенные по специальной технологии, сказала она. Горбань соглашается, что производство свежей органической плодоовощной продукции затратно, ведь нет оборудованных складов для ее хранения, поскольку срок годности «органики» чрезвычайно мал.
Эксперты отмечают, что поэтому производители органической продукции даже не могут круглогодично ее поставлять в супермаркеты. Впрочем, органические овощи и фрукты успешно продаются через специализированные магазины и интернет-магазины, резюмирует DW.
Источник *Корреспондент*