Тактики общения
Существует один очевидный способ достичь желаемого. Он может решать любые проблемы как по волшебству. Просто удивительно, что нам так редко приходит в голову им воспользоваться! Он называется «умение общаться с людьми». В конфликтных ситуациях часто хочется надавить на собеседника, чтобы чего-либо добиться. Но это неминуемо вызывает гнев в ответ и нередко только отдаляет тебя от цели. Мы же предлагаем вместо того, чтобы тратить нервные клетки, требовать и угрожать, использовать гораздо более простые и действенные способы.
Они так просты и естественны, что иногда ты можешь «открыть» их совершенно случайно, следуя здоровому душевному порыву.
Например, Марина (Москва, 32) использовала одно из правил грамотного общения случайно, когда собралась улететь в отпуск на Кипр. «Неожиданно мой рейс отменили, и я вместе с остальными пассажирами осталась дожидаться в здании аэропорта неизвестно чего, — вспоминает она. — Другие пассажиры начали возмущаться, орать на персонал аэропорта, ругаться… Когда все более-менее успокоились, я подошла к представителю авиакомпании, на которого только что накричали, с сочувствием посмотрела на него — он выглядел таким усталым! — и сказала: «Сложно, наверное, работать в таких условиях? Я бы не смогла выдерживать такое напряжение». И, совершенно неожиданно для меня, он нашел мне свободное место в одном из ближайших рейсов, причем без доплаты перевел меня в бизнес-класс! После того ушата грязи, который на него вылили другие пассажиры, он был рад оказать услугу человеку, который ему посочувствовал».
Попробуй запомнить четыре тактики грамотного общения и потренируйся использовать их в нужных ситуациях.
Тактика грамотного общения №1. Позволь сделать тебе подарок
Первый трюк состоит в том, что надо формулировать свою просьбу таким образом, чтобы собеседник думал, что делает тебе подарок. «Однажды я со своим бойфрендом ждала, когда для нас найдут места в одном пафосном столичном ресторане, — рассказывает Полина, 19. — Присмотрела чудесное место у окна. Столик был рассчитан на четверых, поэтому я понимала, что нам его, скорей всего, не дадут. И вместо того чтобы чего-то просить, требовать и «кидать понты», я просто вздохнула: «Ох, как бы было хорошо, если бы мы могли сесть у окошка…» Через пять минут у нас было то самое место».
Почему эта фраза смогла произвести такой эффект? Дело в том, что позволяя им занять этот столик, метрдотель смог почувствовать себя великодушным, а вовсе не «обязанным», как в случае если бы на него начали давить.
Запомни: люди почти всегда окажут тебе услугу, если ты попросишь о ней так, чтобы они потом чувствовали себя героями. Никто не любит, когда на него давят, это заставляет собеседника защищаться. Воззвать к великодушию — совсем другое дело.
При этом надо, чтобы твой голос был таким же мягким, приятным, как и слова. Ведь люди реагируют на эмоциональный посыл, заключенный в твоем голосе. Если интонация говорит «Ты мне нравишься, и я вовсе не настроена ругаться», собеседник отреагирует так, как тебе нужно.
Тактика грамотного общения №2. Подсласти наживку
Запомни, лесть — естественный элемент в искусстве общения. Человеческая психология устроена так, что любой, услышав комплимент, будет пытаться его оправдать. Скажи кому-нибудь, что он хорошо выглядит, и он начнет поправлять прическу; похвали его потрясающее чувство юмора, и он будет вспоминать самые смешные шутки.
И если ты позволишь кому-нибудь быть «твоим героем», он с удовольствием сыграет для тебя эту роль.
Анна, 26 лет, бухгалтер, успешно использовала эту тактику, когда поняла, что напортачила с документами, причем до их сдачи оставалось два часа. «Единственной моей возможностью все исправить было обратиться к новому сотруднику — практиканту, который казался мне неприятным и раздражительным человеком», — вспоминает она. Аня подошла к нему и, изображая панику, объяснила ему ситуацию. Потом она произнесла фразу, которая спасла положение: «Я сказала: «Ты — единственный человек здесь, который знает, что можно сделать… Мне очень нужен твой профессиональный совет, — вспоминает Аня. — В результате он сам вызвался помогать, и мы закончили работу в срок. «Фишка» была в том, что я обращалась с ним как с настоящим профессионалом, и в результате он с удовольствием доказывал мне это».
Тактика грамотного общения №3. Соглашайся!
Суть этого способа состоит в том, чтобы ввести собеседника в замешательство, всегда и во всем с ним соглашаясь. Выдай ему столько «ты прав!», сколько ему нужно.
Дело в том, что если ты будешь соглашаться с кем-нибудь, то он просто не сможет воспринимать тебя как врага или даже просто неприятного человека. Естественно, у него будет куда больше желания помочь тебе.
Александра, 29, редактор, однажды использовала этот подход на работе. «Один известный фотограф узнал, что на обложке книги, в которой мы использовали его работы, будет стоять фото авторства другого фотографа. Он был очень рассержен. Грозил запретить использовать все свои фотографии в книге, которая уже сегодня должна была идти в печать», — рассказывает она. Вместо того чтобы попытаться ему доказать его неправоту, Саша произнесла волшебные слова: «Вы абсолютно правы». «Я сказала ему «Вы лучший фотограф в этом проекте, и если бы я знала хотя бы две недели назад, что вы хотите поместить свою работу на обложку, я бы сделала все, что от меня зависит. Но теперь уже просто поздно что-либо менять. Я могу сделать что-нибудь, чтобы сгладить это недоразумение?» Таким образом, отказавшись конфликтовать с ним, Саша перестала быть для него «причиной» его несчастий, и винить стало некого. Как только он понял, что его гнев совершенно бесполезен и конфликтовать не с кем, он махнул рукой, и разрешил публиковать все как есть.
Тактика грамотного общения №4. Посули выгоду
Конечно, вульгарная взятка не имеет никакого отношения к искусству общения — подсунув кому-нибудь купюру, ты можешь и оскорбить человека. Вместо этого намекни, что ты в долгу и когда-нибудь будешь рада оказать ответную услугу. Это может помочь, например, если ты приехала в гостиницу и на ресепшене никак не могут найти запись о том, что ты бронировала номер. Скажи сотруднику гостиницы что-нибудь вроде «Спасибо вам, что помогаете мне разобраться в этом недоразумении. Вы замечательный работник, таких очень мало. Мне хочется, чтобы и ваш начальник знал об этом. Подскажите мне его имя?»
Даже расплывчатое обещание некой выгоды может дать отличные результаты. Это хороший способ приручить коллег: если тебе что-нибудь от них нужно, просто скажи, что ты будешь очень признательна за помощь.
Например, используй фразу «Никогда не смогу отплатить тебе, но всегда буду пытаться». Ведь говорить людям, что ты у них в долгу, тебе ничего не стоит, и — как и в случае с другими тактиками грамотного общения — все в выигрыше. Ты получаешь то, что тебе нужно, а люди будут довольны собой.
Выучи эти тактики, тренируйся почаще, и увидишь, что жизнь станет легче и интересней.
Источник *Клео*