Задача родителей – научить ребенка жить самостоятельно.
Поговорим о сепарации.
«Не отдаляйся от меня слишком сильно, не подходи ко мне слишком близко. Стань тем, откуда меня лучше видно»
(Таканеки Кинеока)
Я часто сталкиваюсь с тем, что взрослые дети считают, что родителям что-то должны. Знаете, когда я провожала свою дочь на ПМЖ в Чехию, меня мучила мысль, что я должна ей сказать что-то очень важное. Я не знала что. Я просто дышала, чувствовала и смотрела ей в глаза…. И вдруг, это родилось….
— Ты мне ничего не должна. Слышишь?
Дочь мгновенно изменилась в лице и выдавила из себя
— ну… ведь… папа… я думала что…
— ты мне ничего не должна… и папе тоже… даже не должна быть счастливой…
Дочь расплакалась и сказала:
— я так боялась вас разочаровать…
— моя любимка, живи свою жизнь. Самое главное ты мне дала — ты дала мне опыт стать мамой. Это все. Больше ты ничего не можешь дать. Такова природа родительства)))
***
Единственная задача родителей – научить ребенка жить самостоятельно.
И родитель должен принять тот факт, что он когда-то уйдет в мир иной. Это факт. И сепарация, так называемое отделение происходит постепенно.
1. Сначала мама выпускает ребеночка из своего чрева. И для обоих это болезненный, нелегкий процесс.
2. Мама переводит ребенка на естественное вскармливание.
3. Ребенок постепенно идет в социум – бабушки, соседи, садик, школа.
4. И наступает самый трудный и длительный период отделения. Еще неокрепший, но строптивый подросток, и еще не осознавшие, что ребенок вырос – родители.
Хочу подарить вам 2 метафоры для 2 разных путей сепарации разных подростков.
1. Для детей, которые не хотят взрослеть, и любыми путями сопротивляются отделению. Это так называемые хорошие, часто пассивные или ленивые дети.
Медведица, кода определяет, что ее дети могут о себе позаботиться – найти еду, имеют способность убежать от опасности, или защитить себя, выводит их на поляну и начинает дико реветь. Реветь так, что перепуганные подростки-медвежата взбираются на сосну. Она продолжает реветь до того момента, когда понимает, что они забрались очень высоко, почти на самую верхушку и им будет трудно слезть. И она очень быстро убегает в лес. Пока медвежата спускаются, она уходит настолько далеко, что они больше не могут ее найти. И им приходится дальше выживать одним в лесу.
2. Метафора для детей, которые обычно активны, но могут импульсивно действовать во вред себе, и родители не уверены, что он справиться без них сразу. Это гиперактивные, «трудные» подростки.
Ласточка, когда учит своего птенца летать, выпихивает его из гнезда крылом, позволяя ему почти упасть, тем самым заставить двигать неокрепшими крыльями. Почти у земли, она подхватывает птенца на свое крыло и поднимает вверх. Потом вынимает крыло из-под него, и птенец снова падая, вынужден тренировать крылья. Так она делает несколько дней, до тех пор, пока птенец сам не полетит.
И самое важное. Если птенца вытолкнуть раньше времени – у него не будут выросшие перья, и полететь он не сможет. А, если вытолкнуть позже, то его тело будет весить больше, чем он сможет силой своих крыльев поднять. И в том и другом случае, птенец окажется на земле, где хищники его очень быстро найдут и съедят…
Что выбрать? – решать вам. Это ваш ребенок, и только вы знаете что правильно именно для него.
С любовью к вам и благодарностью своей дочери, Янина Даниш — психотерапевт по методу Позитивной Психотерапии.