Детские страхи
Каждый родитель знает, что детям свойственно чего-то бояться. Но не каждый знает, что детский страх может быть как показателем психологической проблемы, так и естественным этапом развития вашего малыша. Какие же страхи считать нормой, а какие – нет?
Это зависит от того, сколько лет вашему ребенку. Каждому возрасту – свои страхи.
1. Ребенок уже есть, но еще не родился.
Здесь все просто. Ваш малыш тревожится тогда, когда тревожитесь вы сами. Это вовсе не миф, и никакая не мистика, это легко объясняется научным путем. Когда вы беспокоитесь или боитесь, в вашу кровь выбрасываются определенные гормоны. Во второй половине беременности, когда кровеносная система ребенка уже достаточно развита, ваши гормоны (а с ними — и порция беспокойства) попадают к малышу через плаценту и пуповину.
Именно поэтому во время беременности так важно уберечь будущую маму от излишнего беспокойства, сомнений, волнений, сдачи экзаменов, выяснения отношений, напряженной работы и прочего. Ни для кого, конечно, уже не секрет, что в этот период женщина наиболее чувствительна, ранима, и нуждается в «двойной дозе» любви и поддержки.
2. Мама, и только мама. Первый год жизни.
Беспокойство ребенка первых месяцев жизни носит еще не психологический, а физиологический характер. Он плачет, когда голоден или хочет спать, когда холодно или жарко, когда болит животик, и т.д. – то есть эмоциональный комфорт пока что определяется комфортом физическим.
Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя на седьмом – девятом месяцах, и этот период считается периодом повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.
К семи месяцам жизни, когда настроение малыша становится связанным уже не только с его физическим самочувствием, самым важным и самым главным человеком, через которого осуществляется связь с окружающим миром, является, естественно, мама. В этом возрасте ребенку, как правило, необходимо, чтобы мама была рядом, он испытывает сильное беспокойство, когда ее нет. Более того, травмирующий опыт потери эмоционального контакта с мамой в этом возрасте может способствовать пожизненному страху одиночества, болезненной чувствительности к потерям, разлукам и расставаниям.
Ближе к восьми месяцам страх потерять маму дополняется страхом чужих, незнакомых людей. В каком-то роде, присутствие других людей беспокоит ребенка тем, что они – не мама.
Естественный для первого года жизни страх расставания с мамой, беспокойство при ее отсутствии снижаются, в среднем, начиная с четырнадцатого месяца. И, как следствие, в этот период уменьшается боязнь посторонних.
Но, помимо этого, в жизни младенца существуют другие страхи. Начиная с восьми месяцев, малыш различает мамину интонацию, и может напугаться, если услышит в мамином голосе раздражение и угрозы. Даже если вы улыбаетесь ребенку, а в ваших глазах и голосе нет искреннего тепла и любви, ребенку будет страшно «идти к вам на ручки».
3. Учимся жить. От года до трех.
Более тревожными и боязливыми становятся в этом возрасте дети из тех семей, где часты конфликты и ругань. Все страхи ребенка, ночные кошмары, тревожные сны – следствия беспокойства, пережитого днем. Дети не понимают столько, сколько понимаете вы, но эмоционально переживают семейные конфликты не меньше, а порой даже сильнее вас.
Другая причина развития страхов в этом периоде – неправильное поведение родителей по отношению к зарождающейся самостоятельности ребенка. Дети, которых в самостоятельный путь отправляют раньше, чем они могут с этим справиться, получают болезненный опыт первых неудач и безуспешных попыток. Дети, которым родители достаточно долго не дают действовать самостоятельно, чрезмерно опекают, научаются бояться делать что-либо без родителей. Один известный психолог приводит в своей книге пример с обучением ребенка езды на велосипеде. Сначала вы крепко держите велосипед, затем постепенно его отпускаете, предоставляя ребенку всё больше свободы, и вот однажды он едет сам. Теперь представьте, что вы не помогаете ребенку, и ему нужно самостоятельно сесть на двухколесный велосипед и без всякой поддержки сразу поехать. Или, наоборот, ребенок уже умеет ездить, а вы все бегаете рядом и держите велосипед. И та, и другая крайность приводит к возникновению страха самостоятельности.
Предоставлять самостоятельность малышу нужно обязательно (раз), и также обязательно нужно делать это постепенно (два).
На данном возрастном этапе ваш малыш будет научаться делать самостоятельно целую кучу вещей. Природой ваш ребенок так устроен, что естественное желание обучаться, естественная активность, естественное любопытство в нем уже «заложены». Вам остается лишь поощрять всё это, не запугивая малыша. Он учится ходить? Прекрасно. Помогайте ему на первых порах, уберите с лица тревожное выражение, улыбайтесь, не пугайте, не запрещайте. И так во всём.
Кроме этого, существуют «стандартные» страхи данного возраста. Например, страх уколов и боли, больницы, сказочных персонажей и прочего.
Довольно часто эти страхи проявляются в сновидениях малышей. Детям снятся злые волки, Баба Яга и другие представители злого волшебного мира. Как уже написано выше, такие сны являются результатом тревоги, испытываемой ребенком днем, и особенно характерны они для семей, где ребенка часто ругают или наказывают родители.
Малыш, которого ругает мама, обижается и злится, но часто не может сказать маме об этом (столкнется с новой порцией наказания). Он не может также считать свою маму плохой, мама хорошая для малыша априори: потому что она – мама. А плохая – Баба Яга, которая забирает и мучает детей, и которая приснится ему ночью. Так происходит то, что психологи называют расщеплением образа мамы: хорошая мама остается при реальной маме, а плохая в фантазиях ребенка превращается в Бабу Ягу и перемещается в сновидение. То же самое касается волков, кощеев, бармалеев и наказывающих отцов.
Чтобы избежать ночных кошмаров, ребенку необходимо знать, что родители любят и могут его защитить. Побудьте с ним рядом, когда ему приснился «плохой сон», обнимите, скажите, что любите. Повторяйте это в течение дня. Так, рано или поздно, кошмарные сны исчезнут.
4. Жизнь после кризиса. От трех до пяти.
В этом возрасте у ребенка развивается фантазия, а вместе с ней и воображаемые страхи. Точно так же, как и в предыдущем возрастном периоде, для ребенка все еще актуальны ночные кошмары и желание быть защищенным своими родителями.
Однако, кроме этого, возникают новые страхи: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок может забояться остаться один или «спать без света». Как правило, если эти страхи не затягиваются, в них нет ничего особенного, и родителю следует лишь больше прислушиваться к ребенку, быть с ним нежнее, терпимее, поменьше настаивать на своем вопреки переживанию ребенка.
Что касается страшных сказочных образов, в связи с развитием воображения после трех лет они могут «выйти из сна» и населить повседневную реальность. Здесь родителям также нужно помнить о том, что это всего лишь возрастная особенность.
5. Уже почти взрослые. От пяти до семи.
Новая причина страха, появляющаяся у ребенка после пяти лет – осознавание собственной смертности. Ребенок понимает, что он не вечен, не вечны его родители, и начинает бояться смерти. Чаще всего впервые страх смерти проскальзывает в сновидениях, где на ребенка нападает и съедает животное, крадет и бросает в печку Баба Яга и т.д.
Осознавание смертности – естественный этап взросления вашего ребенка. Он может вызывать неприятные переживания, страхи, но не стоит уговаривать малыша «не думать об этом», поскольку вместе со страхами знание о собственной смертности принесет ребенку незаменимую ценность своей жизни и ответственности за нее.
Источник aplekaeva