Ребенок должен учиться проигрывать
Наверное, каждый родитель может вспомнить ситуацию, когда ребенок, проигравший в какой-нибудь соревновательной игре, со злости швыряет мяч в кусты или сметает карты и фишки со стола. Очень важный вопрос: как вести себя родителям, играя с детьми в настольные игры, например, в «Монополию» – поддаваться, чтобы не расстраивать, или же приучать их к возможности проигрыша? Ведь в жизни победы редки, а поражения, увы, случаются гораздо чаще. Опрошенные The Wall Street Journal эксперты советуют выбрать нечто среднее – играть так, чтобы, с одной стороны, научить ребенка справляться с неудачами, а с другой стороны, не дать ему совершенно отчаяться от невозможности выиграть, сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru *
По мнению детского психиатра Мэтью Била, учить детей проигрывать можно уже начиная с 4-летнего возраста. А примерно с 5-6 лет дети начинают активно интересоваться соревновательными настольными играми, узнавая о существовании правил, учась честной игре и тому, как рассчитывать свои шансы на выигрыш. В сущности, так они утверждают свое место в этом мире.
«Для детей ставки в игре всегда очень высоки. И это не потому, что они еще психически незрелы, а потому, что относятся к игре очень и очень серьезно. Именно поэтому с ними так интересно играть», – отметил Бил.
Не стоит стараться, чтобы дети всегда выигрывали, подчеркнул эксперт. Если вы начнете нарочно поддаваться, дети школьного возраста легко это заметят и расценят такое ваше поведение, как знак того, что вы не верите в их силы. Но и обратная ситуация – когда игра с вами всегда заканчивается для ребенка полным разгромом — тоже плоха. В этом случае ребенок будет чувствовать свою полную беспомощность – у него, как бы он ни играл, нет ни малейших шансов на выигрыш – потеряет веру в себя, и вообще не захочет больше играть.
Эксперты советуют родителям проявлять гибкость и договариваться. Хвалить, если дети проявляют спортивный характер и делают остроумные тактические ходы. И не бояться останавливать игру, если ситуация идет в разнос и маленькие игроки начинают слишком горячиться. В этом случае необходимо сделать паузу и напомнить детям о тех качествах, которые помогут им продолжить игру – стойкости, терпении, умении уступать.
«На самом деле у вас всегда должен быть план, – советует специалист по детской психологии Кеннет Бэриш. – Перед началом игры его следует изложить пред игроками: «Послушайте, мы сейчас будем играть в Монополию. Это жесткая игра. Бизнес – это такая же жесткая вещь, как сама жизнь. Вы можете выиграть. Вы можете проиграть. Но если вы проиграете, чур не плакать»».