Почему нам внезапно хочется есть
Острое желание немедленно что-нибудь съесть — шоколадку, печенье, соленый огурец — не говорит о том, что организму не хватает именно этого продукта. На самом деле все гораздо сложнее, пишет в своей статье в журнале The Conversation гастроэнтеролог Винсент Хо (Vincent Ho) из Школы медицины Университета Западного Сиднея (Австралия).
Подобные узко направленные приступы аппетита очень распространены. Исследование, результаты которого были опубликованы еще в 1991 году в журнале Appetite, показало, что они хорошо знакомы 97% женщин и 68% мужчин. Долгое время считалось, что так организм педупреждает о недостатке каких-либо необходимых ему веществ, источником которых является вожделенный продукт. Например, мечты о сочном куске мяса говорят о дефиците железа или белка, а грезы о плитке шоколада — об острой потребности в соединении, которое вызывает эйфорию (фенилэтиламине), сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru*
Однако научно подтвердить взамосвязь между приступами помешательства на каком-то продукте и дефицитом питательных веществ пока не удалось. Скорее наоборот. Кроме того, «дефицитная» теория не объясняет, почему некоторые продукты становятся «фетишами» чаще других, гораздо более богатых питательными веществами. Например, в сыре чеддер и колбасе салями присутствует более высокий уровень фенилэтиламина, чем в шоколаде, но эти продукты значительно реже становятся объектами желания.
Скорее всего, пишет Хо, речь идет о целом комплексе социальных, культурных и психологических факторов. Например, если в Северной Америке шоколад стоит среди «пищевых фетишей» на первом месте, то в Египте в страсти к нему признались лишь 1% молодых людей и 6% девушек. А в Японии женщины чаще всего испытывают приступы аномальной «любви» к рису и суши, что отражает влияние традиционной культуры. Острое желание съесть что-то определенное может возникать из-за установившейся в подсознании связи между едой и эмоциональным состоянием — именно поэтому люди «заедают» стресс. Чем выше уровень стресса, тем сильнее и чаще возникает приступообразная потребность в каком-либо продукте, показывают исследования. Кроме того, есть предположения, что в основе потребности в той или иной пище — кишечная микрофлора.
Как считает Хо, бороться с такими приступами можно с помощью ограничений в диете, а также с помощью техник медитации.