Украинцы не знают, как пережить кризис
Количество негативно настроенных украинцев, считающих, что сейчас плохое время для совершения больших покупок для дома, увеличилось вдвое по сравнению с данными предыдущего периода, в то же время возросло и количество тех, кто считает октябрь неудачным периодом, для того чтобы откладывать сбережения.
Об этом на пресс-конференции сообщили представители организаций, проводивших исследования – Международного центра перспективных исследований и компании GfK Украина.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что треть опрошенных украинцев считают, что сейчас плохое время для совершения больших покупок, таких как мебель и большая бытовая техника. По сравнению с апрелем 2008 года количество негативно настроенных респондентов увеличилось с 16% до 33% в октябре. Снизилось на 10% и количество ответивших, что сейчас хорошее время для совершения масштабных покупок — с 23% в апреле до 13% в октябре.
Старший исследователь компании GfK Украина Дмитрий Яблоновский считает, что среди причин, которые негативно повлияли на желания украинцев тратить деньги, в первую очередь, усложнение доступа к потребительским кредитам, которые практически перестали выдавать украинские банки.
«Еще одной особенностью Украины является то, что население связывает свои экономические ожидания с политической нестабильностью в стране больше, чем с экономическим всемирным кризисом», — отметил Яблоновский.
В то же время, более половины респондентов (55%) уверенны, что сейчас плохое время и для откладывания сбережений, причем 43% опрошенных основной причиной называют высокий рост инфляции и, как следствие, обесценивание сбережений. Практически одинаковое количество респондентов считают, что откладывать деньги сейчас не стоит, потому что нет надежных путей сохранить сбережения, и денежных доходов хватает только на текущие затраты – 31% и 30% соответственно. Практически четверть респондентов готовы свои текущие сбережения частично потратить, а частично сохранить — такой ответ дали 39% порошенных.
«В условиях кризиса у населения нет единой стратегии поведения, и из всех стратегий очень сложно найти наиболее выигрышную», — считает Яблоновский. По его словам, с одной стороны ухудшение экономической ситуации должно стимулировать к ограничению денежных затрат, однако высокий уровень инфляции делает денежные сбережения непривлекательными.
В этих условиях, эксперты ожидают временное возрастание затрат на товары и услуги ежедневной потребности, однако дальнейший сценарий, по словам Яблоновского, весьма не определен.
Полевой этап исследования проводился с 17 по 31 октября во всех регионах Украины. В рамках исследования были опрошены 1000 украинцев. Мониторинг потребительский настроений проводится с 2000 года Международным центром перспективных исследований совместно с компании GfK Украина, занимающейся маркетинговыми исследованиями.
Источник *Корреспондент*