Цветовые тайны
В рассуждениях о влиянии цветов на человека часто ссылаются на символические системы в разных культурах, а не на данные психологических исследований. Впрочем, неслучайно — тут много пересечений. ЧТД обобщил некоторые сведения о том, как именно цвета воздействуют на наш мозг.
«Цвет — это продукт света, вызывающий эмоции», — утверждал Гете в «Учении о цвете». Считается, что он первый предложил систему, описывающую воздействие цветовой палитры на человека. Но Гете, как и многие другие художники и писатели, мог опираться лишь на собственное чутье, на свои наблюдения и уже существовавшие в культуре традиции восприятия цветов.
Только в XX веке, с развитием психологии и экспериментальных методов изучения высшей нервной деятельности, для анализа влияния цветовых волн появилась научная база. Несмотря на большое количество опытов и тестов, действие красок окружающего мира на наше эмоциональное состояние остается загадкой.
Как сказано в современной монографии «Цвет и психика», влияние цвета на эмоции происходит на нескольких уровнях. В целом яркие цвета являются возбуждающими и активными, а блеклые и темные — тормозящими, успокаивающими. Но пристрастие к ним и их воздействие очень зависит от обстоятельств и индивидуальных свойств личности.
Влияние белого цвета
У африканского племени ндембу есть выражение «иметь белую печень», то есть быть понятным, не замышлять ничего плохого, не представлять опасности. В нашем языке также отражено отношение к белому как к чему-то чистому и хорошему: «белая зарплата», «белый свет», «белая кость», «белая зависть».
Антропологи приводят две основные причины такого восприятия белого цвета. Во-первых, мы все знакомы со сменой дня и ночи, когда на место ясности видимого мира приходит чувство опасности и страх темноты. Во-вторых, белый — цвет двух важнейших человеческих жидкостей, которые дают жизнь, — молочной и семенной.
Наука нашла подтверждение традиционным трактовкам: белый цвет стимулирует способность к активной деятельности.
Однако это относится к белому как к наивысшему проявлению всего светлого и яркого. Безоттеночный пустой белый цвет вовсе не так однозначен. Казимир Малевич, проводя опыты с цветом, пришел к выводу, что обилие белого давит на психику, и предлагал отказаться от него как цвета для больничных стен и докторских халатов.
Влияние черного цвета
Черный — древний антипод белого. Какими бы ни были наши предпочтения в стиле одежды и интерьере, нам труднее настроиться на работу, если пасмурно и преобладают темные, мрачные тона.
Черный как максимально темный вызывает ассоциации со смертью, хаосом и разрушением. Но пассивность и покой черного могут быть необходимы человеку, который перевозбужден или устал, — как ночь необходима после дня.
У первобытных людей отношение к черному было неоднозначным. Иногда черный символизировал источник скрытой мудрости, а также страсть: женщины того же племени ндембу, например, чернят свои половые органы. У племен засушливых районов Африки черный почитался как цвет дождевых туч, а люди с особенно черными волосами считались более красивыми, чем другие.
Влияние красного цвета
Красный — третий важнейший цвет в традиционной символике. Он, несомненно, в первую очередь ассоциируется с кровью. Поскольку кровь служит символом как смерти, так и жизни, красный цвет никогда не относился к разряду однозначно плохого или однозначно хорошего. Доказано, что красный и желтый как наиболее яркие цвета возбуждают жизненную энергию и стимулируют активность. Этот цвет чаще предпочитают экстраверты.
В красном заинтересована нервная система отдохнувшего и восстановившего силы человека, готового к интенсивной деятельности.
Но не спешите делать алый основным в интерьере. Активность красного может иметь нездоровый характер, его длительное воздействие чревато перевозбуждением. Не любят красный, как и другие яркие цвета, те, кто находится в эмоциональном напряжении и фрустрации. Он может увеличивать мускульное напряжение, повышать кровяное давление, ускорять дыхание.
Интересно, что это самый любимый цвет детей независимо от страны и культуры, в которой растет человек. Яркие цвета действуют на ребенка как витамины, а их отсутствие может даже вызывать болезненное состояние, называемое «цветовой депривацией», и вести к нарушениям нервно-психического развития.
Страх темноты может быть связан не с тем, что ребенок не хочет находиться там, где нет света, а с нехваткой ярких цветов в его жизни.
Влияние синего цвета
Синий во многих древних культурах считался атрибутом богов, неба и символом созерцания. Вторит этой мифологии и авангардист Василий Кандинский, описывавший синий как краску, зовущую в бесконечность.
Научные данные ничего не говорят о мистике синего, но подтверждают его характеристики как релаксанта.
Интерьер с преобладанием синего особенно хорошо действует на тех, кому необходим отдых. Психика, находящаяся в состоянии борьбы, для баланса нуждается в цветах сине-зеленой гаммы, а в состоянии покоя, наоборот, — в активных красно-желтых. Длительное воздействие синего приводит к торможению и депрессии, печали и скуке.
Влияние зеленого цвета
Как ни странно, но такой важный для природы и жизни цвет, как зеленый, никогда не входил в основной набор символических цветов первобытного мира. Правда, есть мнение, что он был одним из любимых цветов древних египтян. А вот древние китайцы вообще не считали его отдельной краской, а воспринимали как вариант синего. Появляясь в символике народов мира позднее, он часто воспринимался как нейтральный, ни к чему не призывающий.
Кандинский считал зеленый цветом пассивной и обывательской буржуазии.
Сегодня, живя в городах и испытывая стресс из-за своей оторванности от природы, мы часто ассоциируем зелень с гармонией, весной, юностью. Как и синий, он отчасти оправдывает свои традиционные характеристики как успокаивающий цвет; его действительно предпочитают люди, которым нужен отдых, под его воздействием активность снижается. Интересно, что с возрастом цветовые симпатии перераспределяются в сторону спокойных сине-зеленых, коричневых и оливковых оттенков.
Влияние желтого цвета
Желтый в разные периоды символизировал самые разные вещи — от славы и просветления до расставания и долгов. Традиционная символика желтого довольно сильно отличается от красного, но по своему воздействию на наше настроение эти цвета очень близки.
Желтый бодрит, тонизирует, согревает, стимулирует деятельность центральной нервной системы и мыслительные процессы. Спокойные, уверенные в себе люди, не страдающие от эмоционального напряжения, имеют особую склонность именно к ярко-желтому цвету. У детей это второй цвет по популярности после красного.
Кандинский считал желтый земным цветом, потому что его нельзя сделать глубже, в отличие от синего. Но оттенки желтого сильно отличаются по тому, как мы их воспринимаем. Чистый желтый приятен, холодные тона ассоциировались с серой и приобретали негативные коннотации; их связывали с безумием.
Исследования, проведенные с больными шизофренией, никакой связи между желтым цветом и этой болезнью не обнаружили. Правда, воздействие некоторых цветов и, в частности, желтого, может усиливать вегетативные свойства стресса. Если резко поставить желтый экран перед человеком, страдающим от тошноты, то можно вызвать рвоту. Такое воздействие ощущается как удар в живот.
Влияние розового цвета
Розовый можно описать как светло-красный, а значит, вызывающий положительные, но не слишком интенсивные эмоции вроде легкой радости, беззаботности. «Розовые очки» — выражение, наилучшим образом описывающее влияние розового цвета. Он слегка примиряет, чуть-чуть бодрит, немного освежает, напоминает о страсти, но не более того.
Массовая культура XX века превратила розовый в символ девочек и девушек, нежности и «кавайности». Предпосылки для этого существовали еще в Древнем Риме, где считалось, что розовый связан с чувствительностью и эмоциями. Но розовый не всегда рассматривался как исключительно женский цвет. По мнению Гете, молодые женщины предпочитают светлые оттенки — розовый и голубой. В целом же оттенки красного, скорее, имели отношение к мужчинам и были атрибутом силы и власти.
По материалам сайта ЧТД