Почему секс приятен
Никто не станет спорить с тем, что качественный секс с любимым человеком (или, окей, с тем, кто вам очень сильно нравится) — одна из лучших вещей в мире. Но почему секс заставляет нас чувствовать себя потрясающе? И что внутри нашего мозга и тела создает эту эйфорию? Проще говоря: почему секс так приятен?
По словам Лауры Макгир (Laura McGuire), доктора философии и сексолога, есть три основных физиологических причины, почему человек чувствует сексуальное удовольствие: половой нерв, дофамин (допамин) и окситоцин.
Половой нерв залегает в полости таза, огибая седалищную кость. Это большой чувствительной нерв, который позволяет гениталиям отправлять сигналы в мозг, чтобы тот понимал, что и зачем сейчас происходит. «У женщин большинство нервных окончаний сосредоточены на клиторе», — добавляет в интервью Refinery29 Макгир, поясняя, что как раз поэтому женщинам, в отличие от мужчин, часто приходится бороться за оргазм.
Если сигнал, поступающий от полового нерва в мозг, позитивный, мозг высвобождает дофамин и окситоцин, провоцирующие, в свою очередь, целую гамму приятных чувств, а иногда и ощущения абсолютного счастья. «Окситоцин неслучайно называют гормоном любви, — комментирует Лаура Макгир. — Именно он вызывает у нас чувство привязанности к людям или вещам». Да, окситоцион высвобождается во время секса и оргазма, но выброс окситоцина происходит и тогда, когда женщина рожает, что помогает ей почувствовать незримую связь со своим ребенком. «Это очень важный гормон, который заставляет нас думать, что наш партнер совершенно особенный», — продолжает Макгир.
Подобно окситоцину, дофамин помогает мозгу налаживать связи. По словам экспертов, именно его следует поблагодарить за то, что во время секса физическое и эмоциональное удовольствие становятся единым целым. «Упрощая, дофамин — это гормон, который заставляет нас думать, что, раз уж все было так хорошо, то нужно продолжать делать это снова и снова», — поясняет Лаура Макгир.
Напомним, что окситоцин и дофамин относятся к классу гормонов, которые считаются частью системы вознаграждения мозга. «Как только тело человека достигает оргазма, эти гормоны буквально наводняют организм, потому что мозг, по-видимому, пытается его лечить. Похоже, мозг не совсем правильно понимает сексуальное возбуждение, воспринимая его как травму», — предлагает свою версию происходящего клинический сексолог Лоуренс Сигель (Lawrence Siegel).
Впрочем, если подумать, то здесь все более чем логично: когда мы находимся в опасности, наш сердечный ритм точно так же увеличивается, температура тела повышается, а мышцы напрягаются, как и при возбуждении. «Поскольку симптомы нарастают, в определенный момент мозг как бы смотрит на происходящее и понимает: «Оу, кажется, у нас проблемы». И пытается помочь. Так что оргазм — это массовое высвобождение расслабляющих и восстанавливающих химических веществ, которые оставляют нас в медитативном состоянии», — заключает Сигель.
И тем не менее, не все люди хотят секса и получают от него удовольствие. Как в таком случае объяснить феномен асексуальности? Лаура Макгир признается, что на данный момент у науки нет однозначного ответа на этот вопрос. «Неверно говорить, что люди, которые идентифицируют себя как асексуалы, не испытывают удовольствия от секса. У них просто нет желания заниматься сексом — и между этими вещами большая разница, так как желание управляется другими гормонами, в том числе тестостероном», — отмечает она.
Но даже это, впрочем, до конца ничего не объясняет. Эксперты соглашаются, что в то время как у каждого человека есть половой нерв, и он в любом случае будет провоцировать выброс окситоцина и дофамина во время секса, не каждый человек будет воспринимать это высвобождение как приятное или получать удовольствие того же уровня, что и большинство из нас.
Кстати, знаете почему у пар пропадает секс?