Студентов снова ждет распределение
В ближайшее время отрабатывать три года, куда родина пошлет, придется не только медикам, но и всем выпускникам вузов. Парламент намерен принять новые редакции законов «Про образование» и «Про высшее образование». Нововведения уже получили одобрение в профильном комитете ВР. Предыдущая редакция закона «Про высшее образование» определяла, что выпускник вуза свободен в выборе места работы. По новой – он должен будет трудоустроиться «соответственно общественным нуждам». То есть, куда Родина прикажет, там выпускнику придется провести ровно три года. Если же молодой специалист уволится по собственному желанию или чем-то не устроит работодателя, ему придется компенсировать государству всю стоимость обучения в вузе.
Если законопроект дойдет до голосования, то в позитивном решении депутатов сомневаться не приходится – дешевая рабочая сила нужна всем предприятиям, независимо от политической принадлежности их патронов.
Директор департамента высшего образования Минобразования Ярослав Болюбаш утверждает, что в целом новая редакция очень своевременна и давно нужна: «Мы согласовали закон со всеми нормами Болонского процесса, адаптировали к 12-летнему обучению в школе и переходу на европейские нормы. Впервые прописана деятельность студенческого самоуправления и многое другое».
Три года на благо Родины
По действующему законодательству вуз действительно обязан содействовать трудоустройству выпускников, предлагая ряд вакансий. Но от принудительного содействия студенты, мягко говоря, не в восторге. «Государство за счет молодых специалистов будет латать дыры в экономике, – считает глава Фундации региональных инициатив Михаил Лебедь. – Сегодня из-за низких зарплат профессионалы различных сфер вынуждены переквалифицироваться или идти в бизнес. Но вскоре государство сможет отправить выпускника туда, где он нужен чиновникам». Главной проблемой Лебедь называет то, что молодой человек не будет качественно работать против своей воли. «Если предыдущее поколение косило от армии, то теперь будут косить от отработок. Поэтому ждите больших взяток», – добавляет молодежный активист.
Первые на очереди медики и педагоги
Новая редакция предусматривает, что будет заключаться трехстороннее соглашение между вузом, работодателем и выпускником. Так что взятки, скорее всего, будут нести в учебные заведения, либо непосредственно на предприятие, предполагает Лебедь.
В то же время обвинения в насильственном трудоустройстве чиновники МОН называют несправедливыми нападками. По мнению Ярослава Болюбаша, «обязаловка» нужна, ведь государству нужно решать свои стратегические задачи. «Все говорят о нарушении прав человека принудительным трудоустройством. А разве не нарушаются права ребенка в селе, где нет учителя? Разве не нарушаются права человека в райцентре, где нет квалифицированных медиков?» Болюбаш приводит в пример подготовку военных специалистов. Дорогой образовательный процесс, связанный с режимом секретности, должен чем-то оправдываться.
«Положение об отработках было введено еще в советские времена. До сегодняшнего дня эта норма не отменена, – объясняет член рабочей группы по модернизации закона Юрий Якименко. – Безусловно, данная статья является очень спорной и, возможно, не попадет в окончательную редакцию. Но в первую очередь она должна коснуться медиков и педагогов. Остальным волноваться не стоит. Основная задача – найти компромиссный вариант между интересами государства и студентов». Философия новой редакции закона «О высшем образовании» базируется на том, что, оплачивая обучение студентов, государство хочет получить взамен квалифицированные кадры, считает Якименко.
Образование как товар
С юридической точки зрения к изменениям тоже возникает масса вопросов. «Министерство образования и науки готово отказаться от конституционного принципа бесплатного образования, – комментирует юрист Алексей Кляшторный. – Если имеет место отработка или возвращение государству стоимости обучения, тогда это никак не бесплатное образование. Добавьте ко всему заявления о готовности государства передать часть своих полномочий бизнесу, т. е. отрабатывать, возможно, придется и на частных предприятиях. Все это направлено на то, чтобы люди работали в Украине на условиях кабальных договоров», – отмечает юрист. По его мнению, новая редакция закона противоречит и Болонскому процессу. Последний закрепляет за образованием статус социального блага, а не товара.
На работу вместо армии
Александр Корниенко, недавно окончивший КПИ, рассказал «24», как сейчас происходят распределения: «У нас был выбор – либо принести свой документ о трудоустройстве, либо пойти по прямому направлению вуза. Меня отправили на завод «Радар». Я испугался такой перспективы и принес фиктивный документ с частной фирмы». Корниенко утверждает, что так делали практически все. Но администрацию университета это ничуть не волновало – подлинность бумаг никто не проверял.
Выпускник Черновицкого национального университета Роман Шевченко, получив диплом, отправился по распределению в родное село. «Устроился учителем истории в местной школе, – говорит Роман. – Таким образом можно было откосить от армии – работа в селе освобождает от службы. Но условия там ужасные. Зарплата? Да ее практически не было. О жилье и прочих благах вообще говорить не приходится».
Куда более жесткая система распределения действует сейчас в медуниверситетах. Выпускница НМУ им. Богомольца Леся Македон говорит, что направления дают в сельские и районные поликлиники. Иногородние выпускники едут отрабатывать к себе на родину, а киевлян в основном отправляют в Черниговскую область. «Чтобы избежать отработок, нужно иметь очень хорошие связи, – объясняет Леся. – Нескольких моих однокурсников направили в глухое полесское село. Жилья никакого не предоставили. Предложили пожить в школе, мотивируя тем, что там уже живут двое практикантов». По словам выпускницы, отработка длится чуть меньше двух лет и все это время жестко контролируется свыше.
Уже сейчас более десятка студенческих и молодежных организаций объявили о начале кампании против подобных изменений в законе. «Мы собираемся мобилизовать студентов на акции протеста, проводить концерты формата «Рок против…» и вести информационную поддержку наших действий», – рассказал «24» соорганизатор кампании Иван Шматко.
Институты отменяются
В новой редакции Закона «О высшем образовании» ликвидируется такое понятие, как степень аккредитации вуза. Четыре уровня, которые существовали до сих пор, теперь согласуют с названиями «профессиональный колледж», «колледж», «академия», «университет». Для каждого типа учебных заведений будет четко очерчена сфера деятельности, возможные направления подготовки выпускников и количество студентов. Также меняются и определения уровня подготовки выпускников. Их будет три: «младший специалист», «бакалавр», «магистр». Профессиональные колледжи будут создаваться на базе училищ, они смогут выпускать младших специалистов. Колледж – аналог института, выпускники которого будут получать степень бакалавра. А выпускать магистров будут университеты и академии. Главное отличие этих заведений – количество направлений подготовки. Также вместо термина «кандидат наук» будет введен термин «доктор философии» с указанием специализации. В МОН заверяют, что для предыдущего поколения выпускников никаких переаттестаций не будет. А вот ВУЗы придется переоформить. Но механизм и сроки будут оговорены лишь в окончательной редакции, если закон примут.
Источник Андрей Мовчан, *24*