Лидерами становятся самые разговорчивые
Американские социопсихологи установили, что компетентность отступает на второй план в завоевании лидерства, а более важную роль играет лидерское поведение и количество реплик и предложений. В результате двух экспериментов ученые из Университета Калифорнии во главе с Кэмероном Андерсоном и Гевином Килдаффом установили: чем больше ты говоришь и предлагаешь в коллективе, независимо от того, что именно ты говоришь, тем более компетентным и авторитетным ты кажешься.
В ходе первого эксперимента ученые пригласили 68 выпускников. Разбив их на группы по четыре человека, им дали задание обсудить создание некоммерческой организации по защите окружающей среды. Авторы лучшего проекта получили 400 долларов.
После обсуждения и подведения итогов участникам предложили оценить своих партнеров по группе. В то же время ученые имели возможность наблюдать за тем, что же происходило там, поскольку у них были видеозаписи. Выяснилось, что наиболее компетентными были названы те, кто больше всех говорил и предлагал. В то же время те, кто предлагал немного, были охарактеризованы как «обычные и нетворческие личности».
Однако ученые сочли, что этот тест не отражает ситуацию полностью. Вдруг говорившим действительно было что сказать? Поэтому был проведен повторный, более квантифицируемый тест — по математике. Перед обсуждениями участники сообщили в частном порядке организаторам свои оценки по математике.
Последующее коллективное обсуждение задач из экзаменов прошлых лет показало удивительное: зачастую в качестве лидеров выступали люди с относительно невысокими оценками, а большая часть предложенных ими вариантов была неверна. Тем не менее, вновь люди такого типа были отмечены как «лидеры» участниками их групп.
В заключение говорится, что, возможно, подобное явление — свойство человеческой психики, и мы просто хотим верить харизматичному лидеру. Чтобы американец мог в этом убедиться, необязательно проводить научные эксперименты — достаточно просто включить новости, отмечает Time.
Отметим, в ходе недавнего опроса было установлено, что Западноевропейцы склонны считать, что руководители смотрят на них как на партнеров, а жители бывших социалистических стран в большинстве своем указывают, что на их работах царит авторитарная корпоративная культура.
Источник *Корреспондент*