Ребенок и деньги: первые шаги

Ребенок и деньги: первые шаги

По утверждению западных специалистов, простое детское «Хочу!» уже с 3-х летнего возраста превращается в требовательное «Купи!». Наблюдательные малыши быстро усваивают главную особенность денег – на них приобретается множество желанных вещей. О других важных характеристиках – заработке, источниках обеспечения и экономии – маленькие «транжиры» не знают, да и не могут их понять до определенного возраста.

По замечанию психологов, родители в такой ситуации сталкиваются с настоящей психологической дилеммой. С одной стороны любовь к ребенку побуждает их удовлетворять его просьбы, с другой – чрезмерные траты наносят удар по семейному бюджету. Мужественно отказывая маленькому моту, большинство любящих мам приобретает тягостное чувство вины. В результате родители покупают очередную сладость/ игрушку/мобильный телефон или новые джинсы. Так, – говорят эксперты, – закладывается прочный фундамент распространенного в современном обществе явления «детского расточительства».

Специалисты утверждают, что в большинстве случаев конфликт «дети и деньги» возникает в тех семьях, где не только детям но и взрослым самим необходимо научиться разумно обращаться с деньгами. Другими словами, расточительное чадо – зеркальное отражение денежной неграмотности самих родителей.

Заокеанский опыт

На Западе, где проблема детского мотовства с каждым годом становится все более острой, психологи и финансовые консультанты утверждают, что проводить уроки обращения с деньгами, кредитными карточками и различными финансовыми операциями нужно даже с самыми маленькими (начиная с 5-ти лет). Джолайн Годфри – американский специалист, занимающийся финансовым воспитанием, разработала специальный комплекс упражнений для детей от 5 до 18-ти лет, которые должны «научить» ребенка ведению элементарной экономики.

Большинство ее рекомендаций сводятся к трем принципам:

1 научиться жить по средствам
2 уметь зарабатывать и заниматься предпринимательством
3 научиться брать и возвращать кредит.

Ее наиболее «практичные» советы:

Для воспитания у ребенка чувства экономии – организуйте с ним игру в супермаркете под названием «Поиск сокровищ». Попросите найти предложенные вами вещи за минимальную цену. Игра подходит даже самым маленьким (начиная с 6-ти лет).

Чтобы познакомить десятилетнего ребенка с денежными операциями (продажа-покупка, кредит, оплата процентов) поиграйте всей семьей в «Монополию».

Для 11–14-летнего подростка своеобразным экзаменом ведения финансовых дел может стать эксперимент с оплатой семейного уик–энда. Выдайте ребенку «выходную» сумму, предварительно обсудив основные траты: на парк аттракционов, на обед и т. д. Все расчеты должен осуществлять он сам. Если деньги будут потрачены прежде, чем вечер закончится, семья будет вынуждена прервать отдых и возвращаться домой. Но даже в случае провала, ребенок сможет сам проанализировать свои ошибки.

Домашняя касса

В отличие от американских «советчиков», отечественные эксперты в детско-денежных вопросах менее меркантильны. Учить ребенка финансовой грамотности наши психологи призывают не путем преподавания «уроков предпринимательства», а собственным положительным примером: ориентацией на экономию, бережливость и обсуждениями семейного бюджета. Главный принцип, по которому в большинстве наших семей до сих пор воспитывается финансовое поведение детей, гласит – «не в деньгах счастье, но и деньги не помеха».

Придерживаясь столь невнятной установки, родители сталкиваются с множеством вопросов. Первый – стоит ли «выдавать» ребенку жалованье за домашнюю работу, используя финансовые рычаги поощрения или наказания, второй – с какого возраста, и в каком размере нужно давать ребенку карманные деньги?

Каждая семья решает эти задачи в соответствии со своими жизненными установками, говорят психологи, но существуют и общие алгоритмы правильного воспитания.

Держи карман шире…

Вопрос, давать ли ребенку карманные деньги, сегодня уже не стоит. Проблема в другом – когда, сколько и в каком «режиме» их давать?

Критерий возраста. Многие детские психологи не рекомендуют давать карманные деньги дошкольнику. Но призывают родителей учитывать, чем старше становится ребенок, тем больше денег ему нужно. И лучше о его возросших потребностях будут помнить сами родители, не вынуждая чадо выпрашивать сверх положенного. Если первоклассник удовлетворяется деньгами на обед и мороженое, то подростковые траты включают в себя, как минимум , поход с друзьями в кино и покупку компакт-дисков. В отличие от маленького ребенка, подросток должен уметь сам планировать свои расходы. В любом случае, сумма карманных денег должна быть фиксированной. Малышу она выдается каждый день, а подростку – раз в неделю или даже раз в месяц.

Обсуждение затрат. Не бойтесь обсуждать с ребенком, какое количество денег ему нужно и на что он их хочет потратить. Есть серьезные, не предусмотренные карманными расходами траты – например, взнос в благотворительный фонд класса, покупка велосипеда. Семейный совет поможет ребенку понять, почему первое оплачивают родители, а на второе он может накопить сам.

Ориентация на окружение. Поскольку дети – очень зависимы от мнения окружающих, избежать «коллективизма» в денежном вопросе вам не удастся. Ребенку важен статус среди сверстников. Ваша задача – избегать крайностей: следите за тем, чтобы «толстый» кошелек не стал для чада преградой в общении с менее обеспеченными друзьями, а слишком «тонкий» в окружении более состоятельных одноклассников не перерос в психологический комплекс бедняка.

Дорастем до зарплаты

Волнующая многих родителей дилемма – платить или не платить ребенку за домашнюю работу, детскими психологами оценивается как надуманная. Во-первых, отмечают они, ребенок как член семьи должен принимать участие в ведении домашнего хозяйства. И делать это безвозмездно. Не нужно платить ребенку за то, что он убрал свою комнату, вымыл посуду или ежедневно застилает кровать. Но, добавляют эксперты, обрекать его на рабочий альтруизм тоже не стоит. Поэтому трудоемкая деятельность (например, помощь отцу на фирме, мытье машины, дела, на которые у вас постоянно не хватает времени) нуждается в вознаграждении.

Во-вторых, маленькому труженику символическую зарплату можно легко организовать за счет сдачи от похода за продуктами. Ребенку это подарит немаловажное чувство взрослости.

А вот устанавливать таксу за хорошие оценки и штрафы за плохие, психологи фактически запрещают. Учеба как умственный труд зиждется на познавательном интересе и жизненно важном желании узнавать новое. Деньги при таких целях неуместны и пагубны.

Западный опыт
Американские психологи считают, что размер карманных расходов должен быть прямо пропорциональным возрасту ребенка. 6-летнему полагаются $6, 10-летнему – $10 в неделю.

В Германии выдача карманных денег родителями закреплена законом. Ребенок до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний – EUR 1,5–2, 10-летний – EUR 12, а 15-летний – не меньше EUR 25–30 в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

Комментарий

Наумич Оксана, глава научно-практичного Центра осознанного родительства «Эйлития»

Приучать ребенка к деньгам можно:
1. примерами личного финансового управления;

2. давая понять, что деньги не просто достаются из кошелька, а зарабатываются.

Ребенок должен знать, как вы получаете деньги. Рассказывайте ему, чем вы занимаетесь и за что вам платят зарплату. Большинство проблем детского расточительства возникает, как правило, из-за неосведомленности, откуда реально берутся деньги. Поэтому первым признаком финансовой неграмотности ребенка есть то, что он не только не знает, где и кем работают его папа и мама, но и не ведает, какова цена заработанной копейки.

Следующий важный момент воспитания – дискуссия и практика. Как психолог, я не рекомендую знакомить чадо с деньгами до 4-х лет. А вот уже пятилетнему малышу время от времени поручайте расплачиваться за покупку в магазине, конечно, под вашим присмотром. Это даст ему наглядное представление о денежном обороте. Если в семье комфортная доверительная обстановка, то незначительные суммы денег можно давать даже 6-ти летнему ребенку.
С 7-ми лет он должен уметь сам распоряжаться выдаваемыми ему сумами.

При этом недопустимо сначала дать ребенку деньги, а потом под благовидным предлогом отобрать или настойчиво советовать, как ими распорядится.

Второе табу для родителей – говорить ребенку, что они его «кормят, одевают, оплачивают учебу». Подобные фразы формируют комплекс «должника» и, как следствие, антипатию к родителям.

Источник *24*