Чем опасны мобильные игры
«Почему я снова это делаю?! — наверняка изумляешься ты, отрываясь в пять утра от Angry Birds. — Наваждение какое-то!» Хуже, дорогой зависимый читатель, это биохимия. Люди вообще делают много странного. Не будем брать вещи совсем уж вопиющие — вроде торговли опционами на нефть или работы менеджером по сталепрокату. Но даже без этого, ты только посмотри, люди ловят покемонов, кидают нарисованных птиц в нарисованных свиней, растят на экране смартфона веселую ферму. То есть тратят свои несколько десятков лет жизни довольно спорным образом. Можно было бы предположить, что они просто идиоты, но наука считает такое объяснение не вполне правильным.
Чтобы получить верное объяснение, надо вспомнить, что для нас самое важное в жизни. Это не любовь, не дружба и даже не президент, как ни странно. Это дофамин. Нейромедиатор, который вырабатывается в нигростриарном тракте. Нигростриарный тракт — часть мозга, которая соединяет черную субстанцию и вентральную область… Ладно, забудь. Короче, это часть мозга.
Дофамин называют гормоном удовольствия. Он выделяется всегда, когда мозг думает, что ты сделал что-то хорошее для своего выживания: поел, занялся сексом, узнал что-то новое, достиг любой задуманной цели или сделал что-то, за что тебя похвалили.
Это очень древняя прошивка, поэтому мозгу без разницы, занялся ты сексом реально или умозрительно с героиней порно, узнал о теории струн или о беременности Филиппа Киркорова. У мозга все просто. Оргазм — дофамин. Новое — дофамин. Похвалили — дофамин. И главная функция дофамина — мотивация. То есть, давая ощущение удовольствия, он учит тебя делать то же самое в дальнейшем.
И вот ученые из лондонской клиники Хаммерсмит, а за ними еще несколько научных групп обнаружили странное. Почему-то большая часть мобильных и компьютерных игр (особенно самых популярных, типа Angry Birds, Candy Crush и Pockemon Go) будто специально созданы, чтобы усиливать выделение дофамина. На первых уровнях очень легко достичь успеха, и программа тебя активно хвалит. Условия на разных уровнях меняются, не давая заскучать, а сложность увеличивается, то есть ты должен прилагать все больше усилий. Но в итоге все получается, и тебя снова хвалят: выдают звезды, бонусы, почетные звания и прочие ордена «За нечто необычайное».
А главное, цикл от приложения усилий до вознаграждения очень короткий, вознаграждение — немедленное. Прошел уровень — получи звезду. От этого мозг игрока буквально плавает в дофамине, и угадай, захочет ли он на следующий день продолжить игру.
При этом игровая индустрия на одних только мобильных играх зарабатывает примерно 13 миллиардов долларов в год. Всего игроков в мире уже больше миллиарда, а половина всей прибыли идет всего-навсего от 0,15 процента игроков. Самых настырных и упорных, а иначе говоря, самых зависимых. Конечно, эти прекрасные цифры и очевидная заточенность игр под стимуляцию дофамина в мозгах игроков — наверняка простое совпадение.
по материалам сайта Maxim