Три правила для выработки новых привычек
Привычки, которые мы создаем на протяжении всей жизни, занимают много места в нашей повседневной деятельности. Они возникают автоматически, и мы не всегда знаем о том, что они являются частью нашего поведения. Исследования показывают: около 40% людей каждый день делают почти одно и то же, пишет Medical News Today. Привычки формируются с помощью ассоциативного обучения. Находя модели поведения, которые позволяют нам достичь цели, мы повторяем их, потому что они работают. При стабильном повторении образуется ассоциативная связь.
Когда что-то происходит в первый раз, активируются ассоциативные базальные ганглии. Они включают префронтальную кору и поддерживают активность рабочей памяти, что позволяет принимать решения. Как только поведение повторяется в том же контексте, информация в мозге меняется. Она смещается в сенсомоторную систему, которая поддерживает ассоциативные представления о сигнале и ответе, но не сохраняет информацию о цели и результате. Этот сдвиг помогает объяснить, почему привычки становятся устойчивыми, сообщает *Настроение* по материалам сайта *Meddaily*
Когда мы действуем исходя из намерений, то используем способы, которые соответствуют желаемому исходу. Как правило, мы осознаем свои намерения. Они меняются очень быстро, потому что мы можем принимать сознательные решения о том, что хотим сделать в будущем. Эти решения часто отличаются от наших прошлых желаний. Привычки же в основном лежат в области бессознательного. Мы не можем их отследить или понять, зачем так делаем. Привычки медленно изменяются путем многократного повторения.
В одном из исследований участников попросили оценить вкус попкорна. Как и ожидалось, свежий попкорн оказался предпочтительнее залежавшегося. Когда добровольцам дали попкорн в кинотеатре, люди с привычкой есть попкорн, при просмотре фильма съели столько же старого попкорна, сколько и участники, которым дали свежий попкорн. Людям удобно находиться во власти привычек. 40% времени мы не думаем о том, что делаем. Это помогает сосредоточиться на других вещах. Сила воли — ограниченный ресурс. Когда он заканчивается, мы возвращаемся к привычкам.
Социальная реклама, образовательные программы и семинары направлены на изменение привычек. Ученые задались вопросом, насколько они эффективны. Оказалось, они сильно повышают мотивацию и желание. Людям кажется: они хотят и могут измениться, но это не так уж и просто. Исследователи изучали, меняется ли поведение людей при получении новой информации. Участники смотрели социальную рекламу о том, как важно употреблять 5 порций фруктов и овощей каждый день. 35% опрошенных ответили, что должны съедать 5 фруктов и овощей в день. Исходя из этого результата, можно было предположить, что такая реклама эффективна. Однако лишь 11% респондентов последовали данному совету. Так, рекламный ролик изменил намерения многих людей, но не смог повлиять на их привычное поведение.
По словам ученых, изменить привычки можно, если следовать трем основным принципам. Во-первых, нужно избавиться от старых ассоциативных связей и освободить место для новых устремлений. К примеру, если целью является потеря веса и здоровое питание, можно переставить нездоровую пищу на верхнюю полку холодильника или в его заднюю часть, чтобы сделать ее менее доступной. Второй принцип заключается в повторении. Согласно исследованиям, изменение поведения может занять от 15 до 254 дней. Невозможно предсказать, насколько быстро это произойдет. Наконец, контекст, в котором происходит повторение, должен быть стабильным. Одно действие должно обязательно всегда следовать за другим. Если все время менять их местами, будет гораздо сложнее сформировать новую привычку.