Смартфоны делают подростков несчастными
Американские психологи подтверждают опасения родителей: дети, не выпускающие из рук гаджеты, чувствуют себя несчастнее ровесников, предпочитающих «живые» развлечения.
Профессор Университета штата Калифорния в Сан-Диего Джин Твенге совместно с коллегами из Университета Джорджии проанализировал данные ежегодного опроса подростков 8-го, 10-го и 12-го классов американских школ «Мониторинг будущего» (Monitoring the Future, MtF), начиная с 1991 года (более миллиона опросников). Ученых интересовали результаты тестов на самоуважение (метод Розенберга), удовлетворенность своей жизнью.
Оказалось, что с начала 2012 года психологическое благополучие подростков заметно снизилось: современные старшеклассники сильнее, чем когда-либо, недовольны собой, друзьями, правительством и не чувствуют себя в безопасности.
Во второй части исследования ученые опрашивали детей, заполнивших тест MtF, о том, как часто они проводят время со своими гаджетами и какой вид активности предпочитают: игры, видеочаты, социальные медиа. В среднем подростки, которые проводили больше времени перед экранами, играя в компьютерные игры, общаясь в социальных сетях, мессенджерах и видеочатах, считали себя менее счастливыми, чем те, кто больше времени проводил офлайн: занимался спортом, читал газеты, журналы и предпочитал общение вживую. Корреляция между зависимостью от смартфонов и ощущением благополучия сильнее всего проявилась у учеников 8-го класса — детей, которые «родились с телефоном в руках».
Изучая тенденции в подростковых возрастных группах с 1990-х годов, исследователи обнаружили, что распространение карманных гаджетов с течением времени совпало с общим снижением ощущения благополучия у подростков в США. Удовлетворенность жизнью, чувство собственного достоинства, ощущение счастья начали снижаться у детей, по данным анкет, в 2012 году. Профессор Твенге отмечает, что именно в этот год рекордно увеличилось количество американцев, владеющих смартфоном, — более чем на 50%.
Циклические экономические факторы, такие как безработица, не сказались на благополучии подростков. Как считает Твенге, «великая рецессия» 2007–2009 годов оказала большее влияние на миллениалов, родившихся в 80–90-е, чем на нынешних старшеклассников, которых психолог называет поколением iGen. Несколькими десятилетиями ранее экономическое положение в стране сказывалось на психологическом состоянии подростков: периоды спада соответствовали подавленному восприятию действительности у детей и наоборот. Устойчивый экономический рост в США за последние восемь лет на подростков никак не повлиял, их внимание приковано к экранам, а не к жизни офлайн, считает исследователь.
Профессор Джин Твенге занимается исследованиями поколенческих различий на протяжении 25 лет. Об этом она написала книгу «iGen: почему нынешние подростки с “суперподключением” растут менее бунтарскими, более толерантными, менее счастливыми и совершенно не подготовленными к взрослой жизни и что это значит для всех нас», переведенную на русский язык в прошлом году. Исследование опубликовано в журнале Emotion.
Татьяна Светлова по материалам сайта Дети.mail.ru