М и Ж: разные роли
В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с различиями между полами. Образно говоря, эти различия могут быть представить словами «мужественность» и «женственность». Сложившийся в обществе стереотип, охватывающий содержание этих двух понятий, выражен в следующем: мужчина – сильный, активный, агрессивный; женщина – слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная и т.д.
Существующие представления о полоролевых различиях в основном сказываются на процессе воспитания детей. Зачастую, имея представления о тех или иных качествах, характерных для мужчин и женщин, родители, сами того не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти качества. Ориентиром поведения, которое перенимает ребенок, становится находящийся рядом с ним человек. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, нежели девочка, так как проводит большую часть времени с матерью. Соответственно первичной идентификацией для него является феминная. К миру мальчик также начинает относиться феминно: пассивная роль и подчиненное положение для него привычны. Взрослея, мальчик должен решить, изменять ли ему эту установку на мужскую, по образцу значимых взрослых мужчин. Это решение осложняется тем, что практически все, с кем ребенок сталкивается – женщины (няня, воспитатели детского сада, врачи, учителя).
Недостаток ролевых моделей в окружении приводит к тому, что мальчик начинает стремиться к тому, чтобы не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п., вместо того, чтобы перенимать мускулинные образцы поведения.
Исследование, проведенное А.С. Волович, показывает, что среди успешных учащихся выпускных классов, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. Юноши же, попавшие в эту категорию, отличаются от других качествами, в основном присущими женщинам (примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т. п.).
Настойчивые требования взрослых: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты же мальчик», сочетаются с отсутствием возможности проявлять мужской тип поведения.
Девочке «везет», безусловно, больше. С рождения у нее перед глазами «образец феминности» – мама, примеру которой девочка должна следовать. Врачи, воспитатели и учителя только помогают ей сформировать образ себя как женщины. Однако, как отмечают исследователи, с возрастом у девочек пропадает желание сливаться с матерью, растворять в ней, а достаточное внимание отца получить довольно сложно. Девочка пытается завоевать это внимание. Возникает парадокс: современное общество как бы подталкивает мальчиков к пассивности, а девочек – к доминантности.
Существующее в социуме противоречие можно проследить на примере создания семьи, начало формирования которой – процесс ухаживания, во время него роли распределяются вполне традиционно: женщина пассивна, мужчина активен. После заключения брака распределение ролей в семье также вполне традиционно. Но в определенный момент женщину перестает устраивать, что практически все обязанности по дому лежат на ее плечах. Несмотря на то, что мужу выгодна такая ситуация, он все же начинает испытывать дискомфорт, когда активная позиция женщины становится все более и более выраженной.
Ситуация усугубляется с рождением первенца. Неудовлетворенность браком достигает апогея, когда ребенку исполняется 3-4 года. В этот период уход за ним перестает требовать сугубо женских качеств. Кроме того, декретный отпуск заканчивается, и многие жены вынуждены снова приступить к работе (по данным исследователей, 40% опрошенных женщин работают только ради денег. Второй по популярности мотив труда – желание быть в коллективе, третий – интерес к содержанию профессиональной деятельности). Как следствие выхода на работу, возрастает социальная активность женщин, а значит, и недовольство распределение ролей в семье. Единственный способ решения проблемы – активная включенность мужа в дела семьи. Попробуйте сделать это, и, возможно, Вам удастся избежать кризисов в семейных отношениях.
Источник *Ladies for*