Как вырастить математического гения
Ещё с 1970-х годов психологам известно, что умение считать отличается от понимания того, что именно значит каждое число. То есть ребёнок, который на память сосчитает до двадцати или даже до ста, совершенно не обязательно сможет легко ответить на вопрос, сколько конфет лежит в коробке. Более того, учёные пришли к выводу, что все наши успехи в области точных наук во взрослой жизни зависят от опыта, приобретённого нами в раннем детстве. Но что именно важно узнать ребёнку о математике ещё до того, как он пойдёт в детский сад, до сих пор оставалось неизвестным сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru*
Выяснением ответа на этот вопрос занялась международная команда исследователей во главе с Дэвидом Барнером (David Barner), специалистом в области психологии и лингвистики из Отдела общественных наук в университете Калифорнии.
Барнер и его коллеги из университетского колледжа Лондона, Университета короля Сауда, университета Нова Горица и Массачусетского технологического института решили рассмотреть роль языка в понимании детьми от двух до четырёх лет концепции чисел.
Как выяснилось, большую роль в понимании математики играют те языки, в которых присутствует так называемое двойственное число. Это форма множественного числа, которая используется исключительно для обозначения двух предметов или людей. К слову, в древнерусском языке такая форма была, и примеры её употребления можно найти в «Слове о полку Игореве»: «Ты, буи Рюриче, и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша?». В данном случае местоимение «ваю» и глагол «плаваша» употреблены в двойственном числе.
Сегодня двойственное число считается рудиментарной формой и в большинстве языков не присутствует. Но, к примеру, в словенском языке и саудовском диалекте арабского языка такая форма до сих пор есть.
Учёные заметили, что дети, для которых эти языки родные, гораздо лучше других понимают значение числа два, даже если устному счёту их никто никогда не учил.
«Эти дети быстрее всех учатся пониманию концепции чисел и счёту, даже по сравнению с русскими, японскими и китайскими детьми, которых чаще всего тренируют считать в раннем детстве», — говорит Барнер.
В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, психолог отмечает, что наиболее важным результатом исследования является выявление взаимосвязи между родным языком и скоростью обучения основам математики у детей. Учёные определили, что то, насколько быстро ребёнок научится понимать значение чисел, зависит от того, как часто взрослые в его окружении употребляют числительные в обычной речи.
Интересно, что преимущество, которое детям даёт язык, сходит на нет по мере взросления самих детей, и когда речь идёт о числах больше двух. Исследования показали, что если в два года дети из Словении лучше понимают, что такое «два», то к четырём годам английские и американские малыши не хуже словенских разбираются в числах больше трёх, а порой и значительно лучше.
«Язык даёт детям прочную основу в понимании концепции чисел. Поэтому пока вашему малышу не исполнилось два года, почаще употребляйте числительные в своей речи, а потом уже приступайте к обучению устному счёту», — рекомендует Барнер в пресс-релизе.