Индейская мода проникла на подиумы. Фото
Впервые появившаяся в 1960-х годах в коллекциях европейских модельеров, эта вещь уже никогда не сходила с подиумов. Она трансформировалась в зависимости от модных тенденций и дизайнерской фантазии. Так, в этом осенне-зимнем сезоне, диктующем моду на вязаные вещи, дизайнеры с удовольствием фантазировали на тему латиноамериканских пончо. В далеком XII веке, индейцы даже не могли предположить, что какое-то там одеяло с дыркой для головы посередине может спустя несколько веков обрести статус модного аксессуара. Боливия. Настоящее. Из автобуса, вывалилась толпа. Сумок у многих южноамериканцев не было, фрукты, продукты, товары на продажу и даже детей женщины и мужчины заворачивали в накидки, чем-то напоминающие пончо. Пожилая пара боливийцев, видимо в ожидании следующего автобуса, а может, чтобы передохнуть, расстелив свои накидки на земле, разместилась вместе со своим багажом прямо на них. «Еще ими накрываются ночью и используют в качестве стола», — прокомментировал мое удивление рядом стоящий мужчина. Удостовериться, что эти накидки являются самыми настоящими пончо, мне помог словарь. В переводе с языка индейцев пончо означает одеяло. Многофункциональность «одеял» жителей горных районов Латинской Америки уходит далеко в прошлое и объясняется слишком просто: погодными условиями и наследием предков.
Южная Америка. Около 1300 года. Предгорье Анд. Племя арауканов. Именно в этом племени, по мнению археологов, и появились первые пончо. Воинственные мятежники, ведущие кочевой образ жизни, арауканцы завоевывали аргентинские деревни и участвовали в разных военных конфликтах, идущих на континенте. Мужчины племени были великолепными наездниками и стрелками из лука, женщины же занимались скотоводством и ткацким мастерством. Постоянное перемещение с места на место и желание соединить теплую одежду и покрывало и послужило импульсом для создания пончо. В прямоугольном куске шерстяного одеяла 1,5×1,5 м или 1,5×2 м просто-напросто проделали дырку для головы. Новый вид одежды быстро распространился среди остальных жителей Южной Америки. Так же как и глиняные горшки, стрелы, корзины и другая одежда, пончо стали украшать традиционными узорами.
У каждого племени был свой отличительный рисунок и цвет. Индейцы считали, что изготовленная человеком вещь должна быть индивидуальна, потому что вышитый или сплетенный узор является символическим изображением личности того, кто его создал, или того, для кого предназначена эта вещь, его намерений и достижений. Племена же с помощью геометрических знаков зашифровывали на пончо важные исторические события своего рода, мифы о богах, наставления духовных покровителей, а также рисовали животных, приносящих удачу.
Ткань для пончо выбиралась согласно местности. В прибрежном тихоокеанском климате использовали хлопок, в горных районах — шерстяные нити. Постепенно пончо обретало статус визитной карточки, по которой определяли не только то, из какой человек местности, но и его принадлежность к определенному сословию. Даже если индеец переезжал жить в другое место, он никогда не менял своей одежды. Для бедняков пончо вязали из «аваски» — грубой шерсти ламы, для людей более высокого сословия — из шерсти альпака. И лишь для вождей племени изготовляли пончо из самой дорогой и редкой шерсти викуньи.
Процесс изготовления пончо практически сразу стал почти сокровенным делом, которым занимались лишь избранные. Если бы мы могли заглянуть в средневековую ткацкую мастерскую, то увидели бы студию художников-алхимиков, рисовавших каждое пончо, как художественное полотно, вкладывая в каждый графический символ глубокий смысл. Обычно на изготовление одного пончо уходил ровно месяц. Самая трудная работа — работа с грубой тканью — доставалась женщинам, с тонкой же тканью работали исключительно мужчины. Открытие Америки Колумбом никак не повлияло на европеизацию пончо. Похоже, индейцы здорово «заколдовали» свое «шерстяное одеяло», потому что увидеть в этой яркой накидке модную вещь европейцы смогли только в 1960-годах.
Виной всему движение хиппи, этнический стиль и прогрессивная мода тех лет. Хиппи не только смогли увидеть в этой простой одежде дух свободы, но так же, как в свое время индейцы, нашли для пончо практическое применение: накидку, которую при необходимости можно использовать как одеяло. До того, как дети цветов закричали «нет войне», пончо как раз успело послужить военным США: в 1850 году они сделали пончо из водонепроницаемого материала, во время испанско-американской войны 1898 года — из традиционной шерсти, а во время Второй мировой войны — из синтетических материалов.
Цвет, стиль и широкую известность традиционная одежда индейцев приобрела лишь в 1970-х годах, когда кутюрье всего мира стали делать пончо из разных тканей и сочетать практически с любыми вещами, в журналах по вязанию появились выкройки латиноамериканской новинки, а женщин всего мира увлекла новая «вязаная» страсть — пончо.
Сегодня в Южной Америке традиционные пончо носят разве что в горных деревнях, молодежь, так же как и во всем мире, старается выбирать модные и практичные вещи. Лишь на базарах в любой латиноамериканской стране можно найти шерстяные индейские пончо, которые давно вошли в список традиционных сувениров, но до сих пор в кишлаках и небольших южноамериканских городках есть мастерские, которые бережно хранят секреты изготовления «одеял» на выход.
Фото: East News, Legion-Media.ru
Источник *Mail.ru*