Хвалить нужно за старание, а не за ум
Как сделать так, чтобы у ребенка появилось и окрепло чувство уверенности в себе, без которого ему будет трудно добиться успехов в будущем? Отвечая на этот вопрос, специалист по возрастной психологии Сэм Уэсс из Кембриджского университета подчеркнул в интервью газете The Independent, что родителям не стоит по любому поводу хвалить ребенка за его ум. Хвалить нужно за старание, за те усилия, который он приложил, чтобы сделать то или иное дело, сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru*
«Если вы постоянно называете ребенка умным, он начинает избегать трудных целей, неудача в достижении которых может поколебать мнение о его уме. Ребенок не может самостоятельно контролировать, насколько он умен или нет, это слишком расплывчатая оценка. Поэтому хвалить за ум довольно рискованно. А похвала за старание вполне безопасна. Потому что это совершенно конкретная вещь – ребенок всегда может оценить, сколько усилий потребовало от него достижение цели, и понять, что чем больше он будет стараться, тем большего успеха добьется», – пояснил Уэсс.
Еще один эксперт, ведущий мировой специалист по мотивации Кэрол Двек, продемонстрировала разницу между похвалой за ум и похвалой за старание, введя понятия «установка на развитие» и «установка на фиксацию». Например, когда вы хвалите ребенка за то, что он читает, называя его умным, это «установка на фиксацию». Вы просто констатируете факт, тормозя тем самым личностный рост ребенка.
А вот если вы похвалите его за то, как много ему пришлось потрудиться, чтобы научиться читать, это уже будет «установкой на развитие» – тем самым вы открываете перед ребенком целые горизонты достижений, которые станут доступны ему, если он приложит усилия. Вы подчеркнете важность самого процесса учения, а не отметите наличие какой-то способности, которая будто бы появилась у ребенка сама собой.
Проведенное в 2007 году исследование, в котором принимали участие нью-йоркские школьники, показало, что у тех детей, которых регулярно хвалили с помощью «установки на фиксацию», в течение двух лет успехи по изучению математики становились все хуже и хуже. Чего нельзя сказать о тех школьниках, которых поощряли за старание – они, наоборот, добивались все больших и больших успехов в учебе.
«Для детей с «установкой на фиксацию» самым главным было «всегда и во что бы то ни стало выглядеть умным». А для детей с «установкой на развитие», которые не сомневались в том, что ум можно развить, главным правилом стало «всегда и во что бы то ни стало учиться»», – пояснила Двек.
«Установку на развитие» стоит внедрять с самого раннего возраста ребенка, как только он начинает понимать речь. Не поздно это сделать и в более старшем возрасте, но нужно иметь в виду, что смена установок – это всегда непростое дело.