Чтобы считать – не обязательно знать числа

Дети австралийских аборигенов, не знающие слов и даже жестов для обозначения чисел, могут выполнять задачи, связанные с вычислениями, не хуже своих англоговорящих сверстников.

Об этом говорится в статье, опубликованной группой ученых в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы исследования отмечают, что в последнее время возродилась крайняя форма так называемого лингвистического детерминизма, согласно которой язык определяет мышление, и человек не может оперировать понятиями, если соответствующих им слов нет в его языке.
«Предполагалось, что знание числительных необходимо для детей, чтобы понять саму идею чисел, превышающих три. То есть для того, чтобы усвоить понятие «пять» вам необходимо слово «пять», — говорит ведущий автор исследования профессор Брайен Баттерворт из университетского колледжа Лондона.

В частности, в поддержку лингвистического детерминизма (гипотезы Сэпира-Уорфа) приводились данные изучения математических способностей южноамериканских индейцев, в языке которых отсутствовали слова для чисел больше трех.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона и Мельбурнского университета провели ряд экспериментов с детьми в возрасте от четырех до семи лет из двух общин австралийских аборигенов.

Оба языка общин имеют слова «один», «два», «мало» и «много».

Ученые также работали с англоговорящими детьми из общины аборигенов в Мельбурне.

Ученые разработали ряд заданий для проверки способностей детей к счету — сложению и делению, а также к запоминанию чисел, без использования числительных.

Результаты эксперимента не обнаружили различий в том, как выполняли предложенные задания дети, в языке которых нет числительных, и англоговорящие дети.

«Мы пришли к выводу, что развитие представлений о счете не зависит от владения словами, обозначающими числа», — говорится в статье.

По их мнению, полученные ими результаты свидетельствуют, что человек обладает врожденным механизмом для счета, и использование числительных для него полезно, но не обязательно.

«Наше исследование детей аборигенов показывает, что мы имеем врожденный механизм для распознавания и репрезентации множеств — числа предметов в наборе — и отсутствие числительных не может помешать нам выполнять вычислительные задачи», — говорит Баттерворт.

Источник *Корреспондент*