Что такое Позитивное воспитание ребенка. Примеры.
Самое большое достижение в жизни – это наши дети. И, воспитывая свое чадо, мы больше всего хотим гордиться им. Каждый ребенок – единственный и неповторимый, со своим характером и индивидуальностью. К нему нельзя применить шаблон. Он такой, как он есть, со своим творческим потенциалом, со своими требованиями и желаниями, со своим внутренним миром и переживаниями.
Мы помним, как воспитывали нас наши родители – страхом и наказанием. Поэтому, в воспитании собственных детей мы или используем модель наших родителей, или идем вопреки и делаем все, только бы не повторить опыт, а в результате получаем вседозволенности. Но, к сожалению, ни тот, ни другой способ не работает на современных детях.
В какой-то момент родитель оказывается в тупике воспитания. Дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к детям. Что бывает, если включить музыку слишком громко? Вы просто перестаете ее слышать. То же самое происходит и тогда, когда родители постоянно чего-то требуют от своих детей. Когда современные родители кричат на детей, как делали их отцы и матери, это производит совершенно другое воздействие. Современный ребенок просто отключается, и взрослые утрачивают контроль над ним.
Современные дети не нуждаются в мотивации страхом и наказанием. Они обладают врожденной способностью отличать хорошее от плохого — нужно только дать им возможность развить эту способность. Вместо того чтобы мотивировать их к должному поведению при помощи наказания и устрашения, можно использовать поощрение, а также их естественное здоровое желание доставить родителям радость.
Что же такое позитивное воспитание? В этой статье мы хотим рассказать о методе Позитивной Психотерапии (автор Пезешкиан). В этом методе рассматривается Позитивное воспитание не от слова позитивный, а от слова POSITUM – имеющееся в наличии, ранее данное. То есть все, что проявляет ребенок – это способности. И задача родителя не критиковать, а выявить какую способность проявляет ребенок, и помочь ему ее развить в лучших ее проявлениях, как сильную сторону. Например, если ребенок капризничает перед сном, не хочет ложиться спать, то родитель замечает его способность выражать эмоции, и/или заявлять о себе. Это не означает, что нужно ему потакать. Попробуйте обратить внимание, показать, что его слышат и рады, что у него есть такая способность, выражать свои эмоции, и мягко заявите, что есть режим, который нужно соблюдать.
Еще пример: не реагирует на обращения с первого раза, игнорит. Игнор — способность спокойно реагировать на то, что может не нравится. Способность дать себе время справиться с вынужденным подчинением, хотя, внутри формируется способность сказать “нет”. Как правило — это первые предвестники того, что Ваш ребенок готовится к периоду сепарации. Способность подготовить родителя к предстоящим изменениям в подростковом возрасте, и молча заявить родителю: “Ищи новый путь. Скоро придет время, когда я стану полноценным взрослым, и ты потеряешь контроль надо мной.”
Частая жалоба от родителей: очень медленно собирается. Способность продемонстрировать свою скорость. Способность заявить телом о быстротечности времени, о ценности времени, проведенного с ребенком.
Еще одна: Неуклюжесть. Давайте подумаем: ребенок неуклюж, когда только начинает ходить, и мама реагирует на это улыбкой, терпением и надеждой, что он вырастет. Тогда, в более старшем возрасте о чем заявляет ребенок? Чего он просит? “Мама, не спеши. Дай мне время вырасти, и стать на ножки уверенно. Может, я кажусь взрослым, но есть что-то внутри у меня, чему нужно окрепнуть…
Хорошего Вам, позитивного настроения!!! Вам и Вашим деткам!
Автор: Янина Даниш, психотерапевт по методу Позитивной Психотерапии