Что делать с ноющим ребенком
Двух одинаковых детей не бывает: Один – копуша, другой – нытик, третий – умен не по годам… И к каждому нужен особый подход, иначе возрастная привычка скулить или размахивать кулаками может с возрастом и не пройти сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru*
Если ребенок часто плачет, его награждают титулом «Плакса-вакса-гуталин» и тут же начинают стыдить: «Ты что же плачешь? Как не стыдно!» Как известно, настоятельные требования взрослых к детям сдерживать эмоции приводят к внутренней озлобленности, тревожности, страхам и к проблемам со здоровьем. Так, «плакса» очень быстро может перейти в разряд «злюк», потом «психов», а дальше — больше… Получается, родители нередко сами неверно реагируют на поведение своих детей и способствуют тому, чтобы эксперименты ребенка под названием «А что, если я сделаю вот так?» закрепились в нем дурными привычками.
Не нытьем, так…вяканьем
Способность ныть — приобретается. Канючить и требовать своего противным писклявым голосочком умеют практически все дети. Другое дело, что одни к этому способу воздействия на родителей предрасположены меньше, другие — больше. Но каким бы характером не обладал ребенок, если не отучить его ныть, привычка эта останется на всю жизнь.
Очень часто если ноет ребенок, это становится его реакцией на обстановку в семье. Например, частые споры и ссоры между родителями в присутствии детей могут спровоцировать у последних раздражительность и неуравновешенность. Кроме того, если на один и тот же поступок ребенка мама и папа реагируют по-разному, привычка добиваться своего нытьем и плачем не уйдет, а только окрепнет. Кстати, если дети часто общаются со взрослым, постоянно жалующимися на жизнь, они обязательно переймут такую манеру поведения.
Двух-трехлетние малыши еще не всегда умеют выразить свои чувства словами, поэтому могут принять на вооружение нытье. Чтобы помочь ребенку понять себя, ему следует задавать не общие вопросы («В чем дело?», «Что тебе надобно?»), а конкретные, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно: «Ты хочешь есть?», «Ты устал?», «Ты испугался?», «Ты сердишься на то-то и то-то?». Такие вопросы помогут малышу понять, что свои переживания можно выражать с помощью спокойной речи и слов.
Когда нытье начинает раздражать, родителям начинает казаться, что скулит и ноет ребенок всегда. Однако это, чаще всего, не так. Дети чаще всего реагируют нытьем на какие-то определенные ситуации. Обычно все они связаны с недостатком внимания. Так, если ребенок начинает ныть, когда мама готовит еду, можно превратить капризулю в помощника, дав ему ответственное задание на кухне.
Если ноет ребенок, то нытье необходимо пресекать при первых появлениях. Ребенку нужно дать понять, что пока он ноет, его просьбу даже не выслушают и тем более не исполнят. Когда ребенок это поймет и сделает так, как от него просят, его обязательно нужно похвалить.
Ну, копуша, погоди!
Если ребенок одевается, ест, выполняет уроки, прибирается в своей комнате медленно, подгонять его бесполезно. Окрики: «Давай быстрее!» не подействуют, и не потому что копуши все, как на подбор, упрямы, просто они по-другому не умеют. Нужно просто позволить быть им такими, какие они есть. Собираясь на прогулку, можно выделить на одевание больше времени, выдать ребенку всю одежку и, попросив начать одеваться, заняться своими делами — выпить чай, сделать макияж или маникюр, позвонить подруге, ответить на смски.
Однако если родители готовы принимать своих детей такими, какие они есть, то окружающие — будь то учители или сверстники — не всегда могут поступать также. Поэтому копуши могут стать объектом для насмешек и упреков. Ради того, чтобы этого не произошло, с медлительными детьми нужно больше заниматься физическими упражнениями, при этом просить их чередовать скорость выполнения: медленно-быстро-медленно. А вот делать что-то на время, наоборот, заставлять не надо. Это может травмировать психику ребенка. Кроме того, отличным средством для ненавязчивого и постепенного «ускорения» ребенка может стать пальчиковая гимнастика.
И откуда ты такой умный взялся?
Ребенок к 4-5 годам в течение дня задает от 400 до 600 вопросов «Почему?». Если взрослые отмахиваются и отвечают поверхностно, малыш начинает задавать еще больше вопросов, даже не дожидаясь ответов. Он превращается в легкомысленного, не желающего думать человека. Другая крайность, когда на любой вопрос ребенка ему пытаются ответить, выдав буквально энциклопедическую информацию. Конечно, у большинства детей такие лекции «в одно ухо влетают, в другое вылетают», но есть и такие, у которых они попадают на благодатную почву. В детском коллективе их называют «знайками», воспитатели, родители и учителя в младших классах ими гордятся. Но… Их редко любят сверстники, да и взрослых «ботаники» быстро выводят из терпения. Чтобы избежать подобного «превращения», нужно говорить с ребенком на его языке. Безусловно, привить ребенку любовь к знаниям, амбициозность, стремление быть «самым-самым» — полезно и благородно, но не менее важно научить его быть веселым и интересным для окружающих человеком.