Я-бренд в период кризиса
Самое главное, что необходимо сохранить любому специалисту, менеджеру, инвестору, бизнесмену, да и просто гражданину в период мега-потрясений – это себя, свое присутствие духа, жизненный тонус и здоровье. Потому что кризисы приходят и уходят, а человек остается. Задача всех тех, кто сам себе не безразличен – вытащить себя из уныния и паники, а потом бодро и весело двигаться к светлому будущему. О том, как это сделать нам рассказывает ректор Международного института социальной экологии Вячеслав Губанов из Санкт-Петербурга накануне своего семинара в Киеве.
Вы используете коммерческий термин «бренд» в описании психологических характеристик личности. По-вашему все настолько закомерционолизировано?
Давайте в начале разберемся в терминологии. Мы определяем «Я» как центр сознания, помещенный в физическое (человеческое) тело и получающий информацию об окружающей среде посредством органов чувств этого самого тела. Есть такая любопытная сентенция «Аз есмь». С этого собственно все и начинается. Однако нас долго учили, что «Я» совсем не «есмь», а последняя буква в алфавите. Но как только человек нашел в себе смелость и все-таки сказал Я – с этого момента началась жизнь. А до этого бывает сплошное существование.
Чем жизнь отличается от существования?
Тем, что у тела, которое выполняет какие-то действия в интересах социума формируется индивидуальная эмоциональная оболочка, которая уже как-то по своему реагирует на социальные, информационные, климатические, геомагнитные, гравитационные и прочие факторы. Мы сейчас находимся на таком этапе развития цивилизации, что без учета этих индивидуальных особенностей реакции человека уже не возможно эффективно его использовать как специалиста. Таким образом, мы подходим к коммерческому термину «Я-бренд». Можно сказать четко, что сегодня можно использовать специалиста длительно целенаправленно только с некоторой долей успеха и только при учете его личностных характеристик. Я говорю, что трансформируется не только понятие Я, но и понятие Мы. Раньше Мы это было коллективное безответственное, а сегодня Мы это коллективное созидательное. Когда объединяются «Я»-живые, а не «я»-существующие. Тогда при чем тут бездуховность и коммерциализация? Наоборот, человеческая личность настолько ценна, что ее можно считать хорошим брендом, который в том числе и «продается», т.е. активно продвигается в социуме.
Общество из за этих «продаваний» на самом деле деградирует, появляется некая унификация: дресс-код, офисный стиль и прочее
Ни в коем случае! Общество не деградирует, а происходит в нем естественный отбор. Приведу пример из ВПК. Есть такие бронебойные снаряды – жесткая сердцевина и мягкая оболочка. При достижении преграды оболочка, которая создавала массу, сминается и вся ее энергия передается сердечнику, который и пробивает броню, вылетая насквозь целым и невредимым. Иными словами, слухи о том, что человечество перестало эволюционировать, несколько преувеличены.
А для людей не ученой среды, как отличить человека из сердцевины от человека из «мягкой оболочки»?
У человека оболочки Я вообще отсутствует. У нас в архиве до сих пор храниться письмо, в котором автор-женщина, пишет, что всю жизнь жила только для других. А сейчас и здоровья нет, и мозги не работают и никому не нужна стала. Просит помощи, А как можно помочь человеку, который всю жизнь жил вне себя? Это состояние «не Я». Человек же который из себя представляет «Я» движем индивидуальными причинно-следственными связями. Он активно учиться быть корректным в окружающем миру, осмысливает каждые «непоколебимые» истины, подвергает сомнению так называемое общественное мнение. Он имеет мужество на собственную точку зрения и проверяет, перед тем как принять, чью-то точку зрения. Это преобразователь, который принимает ответственность за свои поступки и мысли. «Помоги себе сам» и вокруг тебя спасутся многие – вот его девиз. При такой позиции появляется возможность создавать мягкие формы коллективного разума. Это эволюция. Вспомните, что до 21 века формы коллективного разума были только жесткие, с вертикальной иерархией , палочной дисциплиной и т.д. В такой обстановке и конкуренция в бизнесе носила жесткий характер, направленный на убиение противника, а сегодня конкуренция перешла на более тонкий уровень – на уровень индивидуальных характеристик сотрудников, эмоциональной оболочки коллектива, которая зависит от этих характеристик и т.д. В такой ситуации не обучающиеся люди отбрасываются из успешного коллектива системой естественного социального отбора, а не волей «злого» топ-менеджера. А когда человеку плохо – он начинает думать и эволюционирует, либо погибает от наркотиков, алкоголя, СПИД-а, гепатита и других факторов.
Гепатита? Как это связано с конкуренцией?
Наши исследования показали, что заболеваемость гепатитом С – это прямое указание на то, что человек находится не в своей экологической нише. У нас был случай, когда гепатитом С заболела врач-стоматолог, работающая с шефом нижайшего уровня развития, который ее постоянно домогался. Человек более интеллектуально и духовно развитый находится в подчинении у человека гораздо менее развитого. Все попытки вылечить ее медикаментозно результатов не дали. Потому что более иерархичный индивид должен понимать, где его ниша, и уйти либо в свободное плавание, либо в подчинении к более высокому иерарху. В данной ситуации, мы порекомендовали врачу открыть частную практику — и пройдет ее гепатит С. Как видите, иногда природа сама вынуждает сказать себе «Я есмь»
А как Вы можете интерпретировать Вашу теорию для страны, где более 60% населения живет за чертой бедности? Это я про Украину
Те люди, которые живут за чертой бедности, не напрягают свои мозги. Они просто не хотят проживать эту ситуацию на индивидуальном уровне, они ждут, что кто-то придет и обеспечит их работой, что впрочем, видно по результатам голосования на выборах. Однако, по старому уже жить в комфорте нельзя. Те, кто живут по старому, называются «электорат», скатываются за черту бедности и впадают в панику при малейшем колебании курса какой любой валюты, но собственно это не люди.
Это слишком жестко. А как же гуманизм?
А жить на уровне паразитизма – это гуманизм? Жить только на простейших инстинктах- это гуманизм? И можно абсолютно точно сказать, что будущее за «Я-брендами», а не «электоратом» это и есть настоящий гуманизм и двигаться нужно именно в этом направлении. И это выход из всех кризисов, включая экономический.
Совершенно очевидно, что здесь начинают работать и некие специфические законы Я-маркетологии. Можете привести пример?
При определении, что твое, а что чужое можно использовать, например, закон трех предъявлений – то, что приплывает к тебе более трех раз – не отталкивай, а что уходит – не удерживай. Или закон трех «Т» — Делай только то, что когда каким образом и с кем легко, весело и быстро. Попробуйте жить так и вы увидите, куда ведет вас ваше настоящее «Я».
Все в принципе понятно, но слово «быстро» у каждого означает свои временные рамки…
Для адекватной оценки «быстро» есть измеренный промежуток времени. Скачок во взаимоотношения, в делах и т.д. должен происходить раз в три месяца. Не быстрее, но и не медленнее. Это параметры эмпирически измерены для 21 века. Так выглядит реальная плотность событий. Если меньше трех месяцев – то могут возникать побочные эффекты, это слишком большая скорость.
А теперь давайте все-таки о кризисе…
Понятно, что он управляемый и окончится также как и начался. Признаки надвигающейся «катастрофы» были хорошо заметны. Но есть люди не думающие, которые во время не «вытащили» свои деньги из банка, а теперь беспокоятся. А есть люди, которые сейчас играют на кризисе наличности. На самом деле мы говорим о том, что человек должен становиться экспертом своей жизни.
Позавчера смотрел репортаж о том, как проходит кризис в среде британских топ-менеджеров. Выпускник престижного ВУЗ-а устроился на работу, а на следующий день фирма всех уволила. Он в шоке – зачем, говорит, я столько всего выучил? И второй сюжет – управляющий компании во время кризиса все бросил и пошел в сантехники. Тут же трудоустроился и зарабатывает сейчас приличные деньги. Это «Я», уцелевшее без деструктивных эмоций.
Кризис в таком случае это не так уж и плохо?
Проверка боем. А как ты сформировал свой «Я-бренд»? Если обнаружились слабые места – значит, их можно усилить. Если кто-то спит, но еще не умер- есть шанс проснуться и формировать свой бренд. И детей своих также воспитывать. А думать, что о тебе кто-то позаботиться…Ну, да, как о пище позаботятся. А 2012 год, кстати, никто не отменял…
Конец света? Может, мы тренируемся сейчас?
Ну, зачем?Это всего лишь естественный природный катаклизм, когда планеты выстраиваются в единую линию и гравитационные силы приобретают то качество, которого не было 4024 лет. Хроники прошлого раза не сохранились, но, по-видимому, было не скучно. Сейчас же мы видим как «легко, весело и быстро» разворачиваются события. Поэтому нам надо также легко и быстро прийти в себя, вытащить себя из тех людей, которых вы собой прикрывали и отвечали за их ошибки, и найти вокруг себя то, что будет оптимизировать вашу жизнь. И тогда то, что называют квантовым скачком 2012 года пройдет для вас безболезненно. А злиться на то, что происходит – это самое последнее, что нужно делать. У природы плохой погоды нет.
Беседовала Наталья Ревская