Как растили детей наши предки
О том, как проходило детство славян в ХVIII–ХІХ веках этнографы и историки знают мало. Каким оно было в позднем Средневековье – еще меньше, а о воспитании детей во времена Киевской Руси остается только фантазировать. И все же по скудным свидетельствам, которые дошли до нас (находки археологов, повседневные ритуалы, поговорки, суеверия и т. д.), ученые не раз пробовали реконструировать детство древних руссов. Все, что известно достоверно, – отношение к ребенку (младенец, отрок) в то время кардинально отличалось от современных правил воспитания.
Тайны рождения
Как и сегодня, рождение ребенка в семье было большим праздником. Дети считались не только главным богатством рода, но и прямым доказательством его процветания. Детская смертность была очень высокой, и каждый второй-третий ребенок умирал еще в младенчестве. Поэтому в крестьянских семьях дюжина подрастающих домочадцев считалась нормой. Появление на свет наследника сопровождалось целым комплексом ритуалов, за соблюдением которых следила повивальная бабка. Почетную роль повитухи могла исполнять только всеми уважаемая женщина, в семье которой не было больных детей. Роды проходили в тайне, подальше от «дурного глаза» и «лихих людей», и присутствие во время родов даже самых близких родственников считалось неблагоприятным для ребенка.
Первые роды воспринимались как пробные, ценили не столько первенца, сколько то, что, став матерью, женщина сможет рожать еще много детей. Новорожденного закутывали в пеленки и свивальник. Тугое пеленание в «кубышку» было национальной особенностью, которая долго сохранялась на Руси. В обязанности матери входило кормление малыша грудью (нанимать кормилицу считалось позорным) и уход за ним. Нередко младенец перепоручался старшей дочери. После крещения, внимание к ребенку заметно угасало. Но до 3–4 лет малыш все же находился под опекой матери. Отец занимался воспитанием сына только тогда, когда ребенок «наберется ума» и у него «развяжется язык», т. е. он станет подростком.
Из младенца в отроки
До 6–7 лет ребенок воспринимался как глупое и несмышленое существо – маленький недочеловек или недоразвитый взрослый (отсюда и слово «недоросль»). Неумение малыша четко и связно разговаривать и вся детская речь расценивались как недостаток ума. При этом, утверждают этнографы, детей не наказывали за неуклюжесть и непонятливость – воспитательными средствами служили разные запугивания и сказки о страшных героях.
Распорядок жизни ребенка зависел от времени года. Зиму большинство крестьянских детей проводили на печи (вместе с бабушками и дедушками), так как на всю дюжину ребятишек выделялся один отцовский тулуп и сапоги. Только очень состоятельные семьи могли позволить себе шить для ребенка сезонную одежду и обувь. Детская одежда вообще была большой редкостью, и до 2–3 лет дети носили так называемый мятник – рубашку грубого покроя (кусок ткани, сложенный вдвое с отверстиями для головы и рук). А вот штаны считались символом зрелости мальчика. Когда в семилетнем возрасте сын менял рубашку на штаны, он превращался из бесполого младенца в отрока («отрокъ» означает «не говорящий»), т. е. в подростка, готового к тяжелой работе. Девочка в этом же возрасте обучалась вести домашнее хозяйство.
Историки предполагают, что детей приучали к труду уже с 5 лет: мальчик, например, был пастушком, а девочка училась прясть и шить, чтобы успеть приготовить приданое. Так продолжалось до 15–16 лет, когда дочери полагалось покинуть родителей и уйти к мужу, а сыну – создавать свою семью. Не вышедшая замуж девушка в 17–18 лет считалась переростком. Парни же женились в 18–19 лет.
Знатный отрок
Наследников знати воспитывали в иных традициях. В возрасте 5–7 лет княжича могли отдать кормильцу – специально подобранному из числа бояр и воевод опекуну. В обязанности кормильца входила умственная, нравственная и военно-физическая подготовка будущего князя. Известно, что в Киевской Руси практиковалось опекунство дядек: ребенка воспитывал брат матери. Некоторые историки полагают, что со временем институт дядек трансформировался в кумовство.
Юлия Никишенко, культуролог, кандидат исторических наук:
Как воспитывали ребенка на территории Украины до ХVI в. практически неизвестно. Максимальное количество информации, которой располагают историки и этнографы, относится к концу ХVIII – началу ХIХ века. При этом мы больше знаем о традициях воспитания в деревне, чем в городе.
Известно, что беременность и роды проходили в строжайшем секрете. На Гуцульщине до сих пор сохранился обычай затягивать живот на последнем месяце беременности, чтобы никто не «сглазил». Еще один обряд, который сохранился до наших дней, это введение женщины, ставшей матерью, в храм. После родов женщина считалась нечистой (по этой же причине запрещается присутствие матери при крещении ребенка). Если рождался мальчик, 40 дней мать не имела права ходить в церковь, если появлялась девочка – срок увеличивался до 80 дней. По истечении такого «поста» мать торжественно совершала церковный обряд, который и сегодня называется введением, т. е. вхождением в храм. С практической точки зрения рождение ребенка означало помощь семье (новые рабочие руки), поэтому и желали больше появление мальчика. А для дочери родители должны были собирать приданое, чтобы быстрее выдать ее замуж. Сохранились свидетельства, что в очень бедных семьях дочерей продавали и отдавали взаймы. Кстати, на территории Украины девушка имела больше прав, чем в других регионах. Например, женщина сохраняла за собой право владеть землей, хотя нередко ее земля передавалась мужу в виде приданного.
Источник *24*