Ревность: все о ней
Несколько лет назад в различных источниках говорилось, что причина ревности — чувство собственности, испытываемое одним супругом по отношению к другому. В принципе верно, но это несколько упрощенный вариант. На самом деле супружеская ревность возникает там, где у одного супруга есть власть над другим — или, по крайней мере, ощущение такой власти. А это все же не совсем чувство собственности. Ревность — это страх потери власти.
Бытует мнение, что ревность — это некая «тень» любви: мол, не ревнует, значит, не любит. Однако ревность ничего общего с любовью не имеет: любовь — это чувство позитивное, направленное на созидание, на продолжение жизни, а ревность — чувство разрушающее, наносящее вред, причем не только объекту ревности, но порой и самому ревнивцу.
Зоопсихологи однажды проделали такой эксперимент. Взяли живущую в отдельном вольере обезьянью стаю, в которой сохраняются те же взаимоотношения и иерархия, что и в стае, живущей на воле. В этом вольере существовал вожак — самый старший, сильный самец, которому подчинялись остальные молодые самцы и самки с детенышами. Причем обязательные качества такого вожака — сила и справедливость. Его главная обязанность — заботиться о членах стаи, об их безопасности и прочих аспектах их физического существования. Чем этот вожак и занимается: защищает своих подчиненных, делит между ними еду, заступается за слабых и наказывает непослушных. И благодаря такому «разумному руководству» стая существует без лишних проблем.
Так вот, на территорию вольера, где существовало такое мирное обезьянье общество, экспериментаторы поместили чужого самца того же вида, причем не менее сильного. Чужак был отгорожен прозрачной, но прочной стенкой, не пропускающей ни звуки, ни запахи. Так что контакт с непрошеным гостем исключался. И когда вожак увидел, что на его территорию вторгся конкурент, началась настоящая катастрофа.
Обезьяний начальник буквально сошел с ума. Он начал вести себя абсолютно деструктивно: крушил и ломал все вокруг. На территории вольера были переломаны все кусты и молодые деревца, раскиданы все камни, вырваны все столбики ограждения. Вожак провоцировал стычки с подчиненными самцами, гонял самок — причем больше всего доставалось именно самым любимым, — раскидывал попавших под горячую руку детенышей. В общем, он вел себя так, что, будь такое не в зоопарке, а в дикой природе, погубил бы всю стаю. Часть обезьян пострадала бы от его немотивированной агрессии. а остальные просто убежали бы от такого вожака и погибли бы в одиночку. Да и сам вожак, оставшись один, тоже не выжил бы. Но в неволе такой вожак в известном смысле сам себе навредил. Ведь даже если стая не может разбежаться от него — мешает ограждение, — то после того, как он придет в себя, вряд ли его будут слушаться так же, как прежде. Ведь вожак, напомню, должен быть сильным и справедливым. Силу он свою показал, а вот справедливость — вряд ли. И уж конечно, полностью дискредитировал себя как мудрый руководитель и защитник стаи. Вместо того чтобы оберегать своих подчиненных, он их просто наполовину покалечил, наполовину уничтожил. И остальные члены этого племени вряд ли потом захотят видеть его во главе своего общества…
Суть эксперимента в том, что вожак испытывает самую настоящую ревность, точнее, страх потерять власть в собственной стае, уступить ее конкуренту, причем явно не менее сильному. Разумеется, он не сразу начнет все раскидывать — прежде попытается выяснить отношения с чужаком напрямую, но, во-первых, чужак защищен прочной клеткой, а, во-вторых, опытный вожак не может не видеть, что соперник сильнее. И еще неизвестно, чем может кончиться драка. Значит, ему остается одно — показывать свою силу, вести себя как можно более устрашающе. Тогда он, возможно, напугает непрошеного гостя, и тот не станет претендовать на власть в его стае. То, что соперник в принципе не может попасть на его территорию — мешает клетка, до обезумевшего вожака не доходит. Он, чувствуя угрозу своему статусу начальника, начинает демонстрировать свою силу вот такими неадекватными способами. И стремится не только напугать соперника, но еще и напомнить своим подчиненным, кто на самом деле здесь хозяин, чтобы не вздумали переметнуться к новому самцу. Потому и достается больше любимым самкам, чтобы они в первую очередь не перешли на сторону соперника.
Конечно, со стороны зрелище довольно забавное — в буквальном смысле озверевший вожак носится по вольеру, кричит, шумит, колотит себя в грудь, строит страшные рожи… Это одно из самых наглядных проявлений ревности — страх потерять свою власть. Честно говоря, человек, ведомый подобными эмоциями и чувствами ревнивца, недалеко ушел от этого обезьяньего владыки. И порой этот человек наносит себе и окружающим точно такой же вред, как и этот вожак. Таким образом, получается, что ревность никак не зависит от любви. И поговорка «бьет, значит, любит» имеет достаточно неприятные последствия для тех, кто разделяет эту точку зрения. Ведь ревнивец в аффекте может не только избить, но и убить. И в тот момент, когда ревнивец колотит любимую жену, он не испытывает никакой любви — лишь безумное стремление показать ей, кто здесь хозяин. И в этом стремлении может зайти достаточно далеко.
Муж и жена сидят за столом, ужинают. Вдруг муж подозрительно покосился на супругу да как со всего размаху даст ей ложкой в лоб!
— За что?! — охнула жена.
— Молчи лучше! Было бы за что — вообще убил бы!!!
Можно ли навсегда избавиться от страха потери власти над кем-то? Самый простой способ — не стремиться к этой власти. Но для многих этот выход не по силам. А некоторые пытаются застраховаться от чувства ревности, выбирая себе в супруги человека изначально забитого, безответного, «никому не нужного». Мол, пусть такой (или такая), зато не уведут, и не надо будет бояться… Однако радости от обладания таким сокровищем часто не бывает вообще. Человек всегда стремится к манипулированию более сложной структурой. И тот, кто ощущает себя властителем сложной личности, а не собственником неодушевленного предмета, всегда считается более значимым. Дрессировщик львов или тигров всегда вызывает больше интереса и восхищения, чем тот, кто дрессирует, к примеру, кроликов или белых мышей. И там, где объект власти теоретически может воспротивиться, но не делает этого, происходит полное упоение властью. Однако укротитель хищников ни на минуту не должен расслабляться, входя в клетку. Точно так же в жизни властвующего всегда присутствует страх потерять свою власть: ведь живой объект (в отличие от неодушевленного предмета) в любую минуту может выйти из-под контроля. Вот этот страх потери контроля и есть ревность.
Причем властвующим супругом может быть как мужчина, так и женщина. Только сущность их власти будет разной. Мужчине вроде бы самой природой предназначено быть главным. Там, где женщина по традиции является его неодушевленной вещью, мужская власть действительно вырождается до чувства собственности. Но в нашем обществе мужчине чаще всего приятнее манипулировать привлекательной и неглупой женщиной, чем бесцветной и безропотной «вещью». Однако умная и сексапильная женщина не всегда захочет быть подчиненной и способна в случае чего обойтись и без руководства мужчины. Поэтому такой мужчина постоянно напряжен, постоянно испытывает страх потерять власть над этой женщиной — другими словами, ревнует…
Женская же ревность возникает там, где женщина определенным образом ухитряется «вертеть» мужчиной. Ведь пресловутые женские чары вполне можно расценивать как проявление власти над сильным полом — если женщина завлекает и притягивает мужчину так, что он начинает идти у нее на поводу. Чем не власть? Даже если на самом деле это лишь иллюзия власти — все равно зачастую для женщины это ощущение очень привлекательно. А уж когда длительные отношения складываются по принципу «муж — голова, а жена — шея», тогда жена в любом случае властвует над супругом — пусть неявно, но все же… И стоит подчиненному мужчине сделать лишь маленький шажок от семейного очага — в душе супруги тут же вспыхивает ревность.
На Востоке, к примеру, мужчине дозволено иметь несколько жен, и ни одной из них не придет в голову устраивать в гареме сцены ревности — все они одинаково бесправны, и терять им нечего. А вот сам султан, владеющий огромным количеством живых объектов, постоянно боится, как бы эти объекты не вышли из подчинения и не начали изменять, даже друг с другом. Из-за этого господского страха даже слуг в гареме кастрируют, чтобы неповадно было…
Но бывает и так, что очаровавшая властителя любимая наложница или умудренная житейским опытом первая жена берет в свои ручки тайные бразды правления и начинает с чисто женским лукавством вертеть своим властелином. И тогда любая, кто попробует покуситься на эту тайную власть, в полной мере испытает на себе всю силу ревности хитрой женщины. Ведь тайное завоевание мужчины могло достаться ей только ценой неимоверных усилий или длительного времени, поэтому и ревность ее будет страшна и сильна, поскольку столь же силен страх потерять власть, завоеванную дорогой ценой.
Так и «наша» жена, выстрадавшая науку исподволь управлять собственным мужем, не в состоянии пережить того, что супруг может хоть на миг выйти из-под ее контроля: вдруг да найдется где еще такая же хитрая женщина? Вот почему столь часто у женщин бывает потребность быть единственной у своего мужчины даже в мыслях. Только при этом условии он будет безропотно идти у нее на поводу!
Но все это приводит к тому, что ревность становится причиной измен. Один супруг, задавленный тайным или явным диктатом другого, начинает искать отдушину. Мужчина, полностью ведомый по жизни собственной женой, может не осознавать того, что она им управляет, но бессознательное ощущение собственного бессилия возникает у такого мужчины практически всегда. Вот он и рвется на сторону, чтобы там найти женщину, которая будет ценить в нем Мужчину — сильного, властного и непобедимого. Мужские измены в большинстве своем происходят потому, что у мужа появляется настоятельная необходимость самому себе доказать собственную мужскую сущность — и чаще всего не в сексуальном, а в социальном плане. Ну а женщина, если в семье безраздельно диктаторствует муж, также стремится ощутить какую-то свою ценность. Потому что от супруга, как правило, в таких случаях дождешься только: «убери, подай, принеси». И несчастная жена кидается в объятия первого, кто скажет ей, что она очаровательна и прекрасна…
Таким образом, одна из первых рекомендаций звучит так: не хотите, чтобы вам изменяли, — не давите супруга своей властью. Ведь насильно осчастливить нельзя.
…Итак, ревность по своей сути — страх потерять ту или иную власть, реальную или кажущуюся. Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха — одинаковы. Если хотите, ревность сродни трусости: это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом… Но почему же тогда подспудное чувство власти, порождающее ревность, так приятно многим?
Власть издавна была ценностью, и практически каждый всегда стремился управлять хоть какой-то малостью. Но за все в жизни надо платить. Так и за ощущение господства приходится платить страхом это господство потерять. Ревность потому и знакома множеству людей, что все эти люди так или иначе стремятся кем-то распоряжаться.
Конечно, по своей природе человек часто не может отказаться от власти над себе подобными. Но тем не менее все можно свести к разумным пределам, в том числе и за счет укрепления чувства уверенности в собственных силах и способностях. И тогда ревность будет восприниматься вами как давно отжившее и непонятное чувство.
Источник *доктор Нарицын*