Самый простой способ мгновенно успокоиться в любой ситуации

Глубокие вдохи могут успокоить ваши нервы, и теперь ученые обнаружили нейронные механизмы в мозгу, отвечающие за этот процесс. В эксперименте на мышах ученые идентифицировали цепь нейронов среди миллионов клеток мозга грызунов – крошечный кластер из 350 нервных клеток, которые регулируют связь между дыханием и мозговой деятельностью высших порядков, влияющий на то, спокойно или нет вели себя подопытные животные, сообщает *Настроение* по материалам сайта *Runews24*

Когда ученые удалили эти клетки, они обнаружили, что мыши все еще дышали нормально, но они были нехарактерно спокойны. Это открытие, по словам исследователей, может когда-нибудь помочь создать терапию для людей, которым присущи беспокойство, стресс и панические атаки. Статья, описывающая работу, была опубликована 30 марта в журнале Science. Дыхание — во многом бессознательное, непроизвольное действие, которое является одним из основных ритмов жизни. Это процесс, при котором большинство животных вдыхает кислород для создания энергии на клеточном уровне, а затем выдыхает углекислый газ, побочный продукт этого клеточного дыхания.

Еще тысячелетия назад люди знали, что длительные, медленные глубокие вдохи могут оказывать успокаивающее действие и снижать уровень стресса. И наоборот, приступы паники могут вызвать у человека короткое быстрое дыхание, еще более усугубляющее чувство беспокойства. Исследователи знали, что нервные цепи в мозгу регулируют дыхание, но до сих пор они не выявили нейронный путь, который связывает дыхание с эмоциональными состояниями тревоги и спокойствия.

В новой работе группа под руководством доктора Марка Краснова, профессора биохимии Стэнфордского медицинского университета (Стэнфорд, штат Калифорния), исследовала главный участок мозга, который контролирует дыхательные ритмы, называемый комплексом пре-Бетцингера. Он расположен в рудиментарной части ствола мозга, называемой мостом. В эксперименте, который стал кульминацией многолетних работ, был использован метод нейронного картирования и генномодифицированные мыши. Команда нашла подмножество нейронов в комплексе пре-Бетцингера, которое передает сигналы в область в мостах, смягчая бдительность, внимание и стресс. Они также обнаружили, что эти нейроны экспрессируют два белка: кадгерин-9 (CDH9) и гомеобоксный белок 1 (DBX1), которые контролируются генами Cdh9 и Dbx1, соответственно.

Затем исследователи обратились к генномодицифированным мышам, в которых они могли заглушать гены Cdh9 и Dbx1. Это позволило исследователям выбрать и убить приблизительно 350 нейронов, которые, как они полагают, соединяют дыхание с пробуждением, но не затрагивают всех других нейронов, согласно одному из авторов исследования, доктору Кевину Йаклу, помощнику исследователя Медицинской школы UCSF. Впоследствии исследователи обнаружили, что мыши проводили больше времени в спокойном состоянии. Хотя глубокое дыхание — это простой и безопасный способ контролировать тревожность и стресс, Йакл видит потенциал для разработки лекарств, действующих на эти гены. «При панических расстройствах почти невозможно контролировать дыхание, — заявил Йакл в Live Science, — Таким образом, фармакологический подход может иметь решающее значение для предотвращения этих панических атак, вызванных гипервентиляцией».
Йакл также сказал, что синдром внезапной детской смерти (SIDS) может возникнуть, когда мозг не ощущает нехватку кислорода, пока младенец спит и, таким образом, не пробуждает тело. Некоторые дети могут быть подвержены более высокому риску развития SIDS по причинам генетического характера или потому, что они родились преждевременно. В этих случаях дети с высоким риском развития SIDS могут получить пользу от терапии, которая улучшает передачу сигналов нервной системы между потреблением кислорода и пробуждением, считает Йакл.