Почему добрый дела мы склонны считать случайностью

Почему добрый дела мы склонны считать случайностью

Исследователям из Университета Дьюка (США) удалось с нейрофизиологической точки зрения объяснить такой парадокс — почему в аморальных поступках мы склонны видеть преднамеренность и злой умысел, а добрые дела готовы скорее объяснить случайностью. Как оказалось, людям легко обвинить других, но труднее в них поверить из-за разницы в активности миндалевидного тела — отдела головного мозга, ответственного за формирование эмоций. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Для того чтобы раскрыть физиологические механизмы, лежащие в основе ассиметричности суждений о хороших и плохих деяниях других людей, ученые провели несколько экспериментов. Участникам экспериментов предлагали прочесть различные сценарии с негативными и позитивными последствиями поступков персонажей, и решить, преднамеренно или нет они действовали. При этом за изменением активности различных участков мозга участников наблюдали с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии. Участникам также было нужно оценить, на что они опирались, вынося свои суждения о позитивных и негативных сценариях — на свою эмоциональную реакцию или на какие-то рациональные доводы, сообщает *Настроение* по материалам сайта *Mail.ru*

В итоге исследователи установили, что при вынесении суждения об истинных мотивах других людей в головном мозге задействованы два различных механизма. Если речь идет о поступке с негативными последствиями, наблюдается избыточная активность миндалевидного тела в обоих полушариях мозга. Известно, что эта подкорковая мозговая структура играет ключевую роль в формировании эмоций, в особенности отрицательных. Чем сильнее была у участников экспериментов эмоциональная реакция на аморальный сценарий поведения, тем сильнее активизировалось миндалевидное тело.

Что касается позитивных сценариев, то в этом случае никакой избыточной активности в миндалевидном теле не отмечалось. Как показали результаты опроса участников, вынося суждение, люди в этих случаях в основном полагались не на эмоции, а на доводы рассудка и статистические данные.

Как отмечают авторы исследования, эта модель иллюстрирует, как представления о морали парадоксальным образом влияют на наш внутренний вердикт о наличии или отсутствии преступных намерений у других людей. Сильные негативные эмоции заставляют увидеть злой умысел там, где его может и не быть, и в итоге вынести обвинительное суждение. Этот эффект может иметь большое значение, в частности в суде присяжных, подчеркивают ученые. При этом добрые дела зачастую остаются недооцененными, людям сложнее поверить в преднамеренность, а не случайность хороших поступков, так как они не вызывают столь бурной эмоциональной реакции, как поступки, которые считают аморальными.