Маленькие жадины

Маленькие жадины

«Отдай половину конфет другим детям, жадничать некрасиво!» — большинство родителей стараются привить ребенку щедрость и доброту. Они расстраиваются, когда их усилия не оправдываются. Но оказывается, дети не жадные, они еще не знают, что значит «делиться по-честному».

Как показало недавнее исследование, маленькие дети хотят быть щедрыми. Но делятся они неправильно, потому что пока не умеют определять точное количество предметов.

Гостья лаборатории — трехлетняя девочка. Ее просят поделиться цветными наклейками с куклой, но она отдает меньшую часть. Для психологов такое поведение вполне предсказуемо и соответствует возрасту. Отец, который наблюдает за экспериментом, в смущении. Он волнуется, что способности дочери могут недооценить, и старается объяснить: «Дома она все время твердит, что надо делиться! Наверное, она немного растерялась».

Специалисты по возрастной психологии считают, что все нормально. Но родители, которые не раз умилялись, какой у них заботливый и щедрый ребенок, обеспокоены: почему она ведет себя иначе? Кто же прав? Родители, которые посвятили дочери множество часов и знают ее внутренний мир, или психологи, которые следуют стандартному протоколу и стремятся к непредвзятым выводам об уровне развития юной личности? Правы и те, и другие, но все не так просто.

Несколько лет назад психологи Грэг Смит, Питер Блейк и Пол Харрис отметили, что понятие справедливости у маленьких детей бывает парадоксальным. Дошкольники в целом признают, что ценности надо делить поровну, но поступают по-другому. Казалось бы, где логика: если знаешь, как правильно, то почему поступаешь наоборот? Выходит, дети лицемерны: стараются выглядеть хорошими на словах, а на деле не собираются кому-то угождать?

В этом есть доля правды, но не стоит подозревать детей в черном коварстве. Нежелание делиться во многом объясняется когнитивной незрелостью. В частности, оно связано с недостаточно развитыми навыками счета. Дело не в том, что они не хотят, они пока не понимают, что такое поделиться по-честному.

Как счет помогает умению делиться
В дошкольные годы дети проходят несколько важных этапов развития, которые определяют их способность делиться. Сначала они заучивают числа на слух: «один», «два», «три». Потом связывают имена числительные с конкретными понятиями: когда трехлетнего ребенка просят принести два яблока, он запоминает, что означает «два». И только затем понимают основные принципы счета и начинают применять их на практике. Если ребенок видит перед собой десять предметов и может их сосчитать, можно говорить, что он усвоил начальные навыки счета. Это не только азы математики, но и ключ к пониманию того, как надо делиться, утверждают авторы исследования.

В первом эксперименте группа дошкольников получила два простых задания. Им раздали по пачке красивых наклеек и познакомили с печальной куклой, которая тоже хотела наклейки. Дети столкнулись с дилеммой: оставить все сокровища себе или отдать бедняжке? Специалисты зафиксировали, сколько наклеек отдал каждый. Затем детей разделили на две группы по результатам тестирования. «Базовый уровень» — те, кто знает основные принципы счета, «Начальный уровень» — те, кто понимает значение числительных «один», «два», «три».

Закономерно, что детям четырех-пяти лет было проще справиться с задачей. Они взяли себе половину наклеек, остальные отдали кукле. Дети двух-трех лет не сумели поделиться поровну.

Чем объясняется такое разное поведение? Можно предположить, что дети постарше уже усвоили, что справедливо — это значит пополам. Но все участники, независимо от возраста и результата, заявили, что отдали «сколько надо», и это подразумевает, что самые маленькие тоже понимали, чего от них ждут.

Как выяснилось, способность к справедливому распределению действительно зависит от умения считать. Среди представителей базового уровня оказалось вдвое больше тех, кто разделил наклейки поровну, чем среди представителей начального уровня. Что самое примечательное, возраст тут ни при чем. Трехлетний ребенок, умеющий считать, скорее поделится по-честному, чем пятилетний, который еще этому не научился.

Большинство детей хотят быть справедливыми
Теперь о детях, которые не смогли разделить поровну. Они действительно эгоисты или просто не знают, что значит быть справедливым? Если предположить, что дети действуют из чистого эгоизма, они должны бы взять себе львиную долю наклеек. Но если они всего лишь не умеют точно считать, можно ожидать как щедрости, так и жадности. Они могут ошибиться в большую сторону и обделить себя, или в меньшую и обделить других.

Так и вышло: половина детей приберегла для себя большую часть наклеек, вторая половина проявила исключительную щедрость. При этом те и другие вряд ли понимали, что не так. Многие очень старались поступить справедливо, но не сумели правильно сосчитать количество.

Но что, если дети, которые еще не овладели навыками счета, действительно не осознают, что лучше делать все по-честному? Психологи набрали группу детей от двух до пяти лет, чтобы выяснить, каким образом они разделят конфеты. Им предложили оставить себе большую часть или разделить поровну и наглядно показали, что это значит. А затем повторно протестировали их навыки счета. Большинство участников выбрали «честный» вариант, то есть поняли, что делиться поровну хорошо. Конечно, надо сделать поправку на возраст: у детей постарше лучше выражена установка на честность. Но умение считать не имеет никакого отношения к чувству справедливости.

Дети прекрасно усваивают, что надо делать это по-честному, но не способны справиться с этой задачей, пока не выучат основы счета. При чем здесь элементарная математика? Дети не могут отдать нужную часть собственности, если не знают, как определить общее количество. Понятие равных частей в мышлении ребенка прежде всего связано с умением считать.

Есть и другие причины. Научившись считать, дети могут проверить свою точность. «На глаз» можно отсыпать примерно полмиски клубники, но, только сосчитав ягоды поштучно, можно убедиться, что каждый получил половину. Эксперимент показал, что дети, которые поделились поровну, сразу сообразили, сколько наклеек надо отдать кукле, в этом помогло умение считать.

Можно ли утверждать, что все дети благородны и проявят великодушие, когда научатся считать? Скорее нет. Во многих случаях они становятся жадными, например, когда от них требуют что-то отдать чужому человеку. Но если ребенок отказывается делиться так, как его учили, не спешите расстраиваться, что у вас растет упрямый эгоист. Нужно замечать, как он ведет себя в разных ситуациях и помнить, что ему пока не хватает опыта.

По материалам сайта www.psychologies.ru