Туалетная грамотность для малышей

Туалетная грамотность для малышей

»Отношение родителей к детскому горшку весьма неоднозначно. На одном полюсе – мамы и папы, предпочитающие игнорировать туалетную науку, на другом – родители, старающиеся приобщить чадо к гигиеническим стандартам как можно раньше. Сегодня психологи и педиатры уверенно констатируют – форсировать события не стоит. Каждый малыш «приходит» к горшку тогда, когда к этому готов. Готовность предполагает две вещи: первое – физиологию, второе – психологическую мотивацию.

Несмотря на индивидуальное развитие каждого ребенка, существуют общие признаки зрелости, «говорящие» о том, что пришла пора горшка.

Тестируем готовность:

Ребенок может оставаться сухим в течение двух и больше часов.

После дневного сна он присыпается сухим.Это прямые доказательства зрелости нервной и мочеиспускательной систем организма. Стенки мочевого пузыря ребенка достаточно развиты, чтобы удерживать жидкость длительное время, а нервная система ребенка «контролирует» процессы своевременного «терпения» и «расслабления», что в итоге формирует условный рефлекс.

Ребенок уверенно ползает, встает и садится, может долго (в течение 10–15 мин) просидеть на одном месте.

Звукоподражательными «а-а», «э-э» или жестом может сообщить о необходимости посетить туалет.

Грязные штанишки или подгузники вызывают у него неудовольствие.

Малыш активно подражает взрослым. Произносит свои первые слова и понимает простые просьбы «принеси», «поставь».

Тише едешь – на горшке будешь

Для большинства родителей вопрос возраста является ключевым. Когда нужно приучать чадо к опрятности? Однозначного ответа не найдено. Торопливых и тревожных мам педиатры успокаивают, почти все дети до трех лет осваивают горшок. Но, согласитесь, между ребенком, пользующимся туалетом в 12 месяцев и 2-х летним «памперсником» большая разница.

Если до недавнего времени считалось, что раннее «хождение» на горшок – результат правильного воспитания и быстрого развития ребенка, то сегодня психологи говорят, что ранний (зачастую принудительный) опыт «туалета» – это психологическое травмирование ребенка. Далеко не все дети в два года становятся чистюлями и преодолевают «памперсный» этап. Поэтому считается, что оптимальный возраст для освоения горшка – от года до 2,5 лет. После двух лет, утверждают психологи, малыши начинают активно интересоваться туалетными делами – как своими, так и взрослыми. Этот непринужденный интерес вызван первыми проявлениями самостоятельности и стремлением во всем подражать взрослым. Поэтому западные психологи рекомендуют родителям показать «процедуру» на собственном примере. Если ребенку интересно знать, как пользуются унитазом или туалетной бумагой, не нужно пресекать его любознательность. Наблюдая и копируя родителей, многие дети отказываются от подгузников и сразу «покоряют» унитаз.

Если ваша кроха проявляет интерес к «взрослому» горшку, можно приобрести специальное сиденье-ограничитель. Но сидя на унитазе, ребенок не достает ногами пол, что создает чувство невесомости, возможно поэтому большинство ребятишек предпочитает свой горшок.

Эмоциональная жизнь

С точки зрения психоаналитиков, горшок – один из самых важных этапов психологического взросления человека. Если малыш самостоятельно (а не по принуждению) осваивает горшок, то в награду получает ни много ни мало – опыт самоконтроля.

При естественном развитии этот ключевой момент достигается постепенно.

Сначала, научившись контролировать в 2,5 года свои естественные потребности, ребенок на бессознательном уровне чувствует удовольствие от достижений – он начинает радоваться собственной чистоплотности и больше не терпит грязных подгузников и штанишек. Вскоре его приятные эмоции усиливаются, когда он видит неподдельную радость мамы и слышит похвалы окружающих. Воспринимая от родителей установку, что «он уже взрослый», ребенок без особых психологических катаклизмов впервые формирует жизненно важный принцип «приятной обязанности».

В будущем, говорят психоаналитики, это станет залогом его устойчивого психологического развития, беспроблемной школьной адаптации и способности контролировать свои негативные эмоции (например, сдерживать агрессию).

Семь правил туалетной грамотности

Часто к двум годам ребенок с гордостью сообщает маме, что он сделал «а-а» или «пи-пи». Это первый сигнал о том, что карапуз созрел для горшка.
Но зрелость не означает успех. Будьте готовы к тому, что первые шаги по освоению «пластмассового друга» обычно заканчиваются еще одним памперсом. Пройдет как минимум, неделя (а то и три), прежде чем ребенок осознает, что от него требуется. Чтобы облегчить весь путь от знакомства к регулярным «горшочным походам» специалисты советуют следующее:

1. Покупка горшка. Главный критерий – удобство и комфорт. Негативные впечатления от неудобного (холодного эмалированного, слишком высокого/низкого) туалета могут «прервать» процесс приучения на несколько месяцев. Учитывайте, что пластмассовый горшок анатомической формы (например, от фирмы Chicco) гораздо комфортнее своего отечественного собрата.

2. На обозрение. Объясните ребенку, что горшок – его собственность, и поставьте новую вещь у него на виду. Ни в коем случае, не прячьте горшок под кровать, брезгливо демонстрируя при этом свое отвращение. Это чревато будущим страхом микробов и комплексом «чистюли».

3. Прелюдия. Сначала на несколько минут высаживайте малыша на горшок одетым (не более одного раза в день). Когда он привыкнет, посадите его на горшок без подгузника.

4. Ловите момент. Если постоянно пеленговать действия ребенка нет возможности, сажайте его на горшок несколько раз в день: утром после сна (почти стопроцентная гарантия успеха), перед сном и после еды, перед или после прогулки. Большинство педиатров рекомендует родителям внимательно понаблюдать, обычно дети сами вырабатывают условный сигнал (кряхтенье, нетипичная для игры сосредоточенность, определенный звук, жест), который можно расшифровать как просьбу сходить в туалет.

5. Хвалите. Любые детские успехи нуждаются в поощрении. Поощрять нужно грамотно, не создавая у малыша ощущения неудачи и не высказывая чрезмерных эмоций. Единственное средство поощрения за успешный поход на горшок, психологи рекомендуют похвалу. Остальные уловки – конфеты, игрушки и пр. нежелательны, они рассредотачивают внимание. Не оставляйте ребенка на горшке больше 15 мин.

6. Без стеснения. После успешно выполненной процедуры, многие родители спешат «очистить» горшок, чем, по мнению детских психологов, эмоционально травмируют ребенка. Дело в том, что у детей особое отношение к своим выделениям. С психологической точки зрения, ребенок не видит разницы между своим телом и его выделениями, поэтому рассматривает содержимое горшка как частичку себя. Отсюда – нередкие случаи детской боязни унитаза, в котором исчезают их «части». Дайте ребенку внимательно рассмотреть, что в горшке, а потом вместе его вымойте.

7. По-мужски. По данным исследований, мальчикам гораздо труднее привыкнуть к горшку, чем девочкам. Если все уловки и ухищрения не принесли желаемого результата, и ваш сын категорически отказывается ходить на горшок, смените тактику и вместо того, чтобы усаживать ребенка на «пластмассовый стул», попробуйте сходить «по-маленькому» стоя. Нередко этот прием успешно срабатывает, и малыш, освоив одну позу, без труда привыкает к другим.

Источник *24*