Виноваты ли вы?

Виноваты ли вы?

Наш мозг верит, что мы всегда правы. Признание собственной ошибки создаёт когнитивный диссонанс. Нам кажется, что мы будем выглядеть слабыми, наша самооценка страдает. И мы пытаемся оправдаться во что бы то ни стало. Но ошибки совершают все, их не избежать. Поэтому просить прощения — нормально. И полезно.

Раскаяние и миротворческие жесты помогают вам избавиться от отрицательных эмоций. Ну и, конечно, сохранить отношения. Исследования показывают, что искренние извинения побуждают людей прощать обидчиков.

Когда просить прощения

Вам есть за что извиняться

Вы не выполнили обещание.
Вы причинили боль другому человеку.
Вы оскорбили чьи-то чувства.
Вы испортили чужую вещь.
Вы опоздали.

Конечно, переступать через себя придётся, только если вы хотите исправить ситуацию и дорожите отношениями с человеком.

Вы действительно чувствуете вину

Прежде чем принести извинения, подумайте: правда ли вы виноваты и сожалеете о случившемся?

Не просите прощения, если не чувствуете вины и сожаления. Это отрицательно скажется на самооценке и уверенности в себе.

Так что трезво оценивайте каждую конкретную ситуацию, последствия ваших действий, тяжесть содеянного.

Вы готовы измениться
Просите прощения, если уверены в том, что исправитесь, конфликт больше не повторится. У вас не получится постоянно извиняться за один и тот же поступок: рано или поздно вас раскусят.

Как правильно просить прощения

Подготовьте план
Подумайте над тем, что и как вы будете говорить. Как показало исследование 2016 года, наиболее эффективные извинения состоят из шести компонентов:

Выражение сожаления.
Объяснение причины.
Признание личной ответственности за содеянное.
Раскаяние.
Предложение путей решения проблемы (исправления ошибки).
Просьба о прощении.

Интересно, что компоненты не равны по значимости. Участники исследования делали акцент на третьем пункте. Как было сказано выше, признание своей ошибки болезненно для человека. Именно поэтому пострадавшему важно знать, что вы готовы пойти на это и уладить конфликт.

В числе наименее важных — объяснение причины, так как зачастую оно больше похоже на обычное оправдание.

Просите прощения при встрече наедине. Выберите спокойное место, где вас никто не потревожит.

Только не торопитесь. Если просить прощения во время конфликта или сразу после него, извинения покажутся неискренними: слишком сильны эмоции. Подождите, пока все успокоятся и обдумают случившееся.

Соблюдайте правила
Сухого, небрежно брошенного «прости» недостаточно. Но и слишком усердствовать не нужно. К тому же никаких гарантий, что вас простят, нет. Поэтому подготовьтесь и соблюдайте простые правила.

Будьте искренни. Покажите, что на самом деле сожалеете о случившемся.

Не оправдывайтесь. Вы виноваты. Точка. Не стоит злить собеседника, пытаясь перекинуть ответственность.
Не используйте никаких но. Они автоматически превратят ваше извинение в оправдание или даже критику собеседника.

Фокусируйтесь на том, что сделали вы. «Прости, что мои слова тебя задели!» — не очень-то похоже на искреннее извинение, не так ли? Просите прощения за свои поступки, а не за то, как человек их воспринял. Например: «Прости, что сгоряча назвал тебя плохим специалистом. Мне жаль. Больше это не повторится».

Не перекидывайте вину на других. Если обидчиков несколько, не делайте на этом акцент.

Не жалейте себя. В первую очередь вы должны думать о чувствах обиженного, а не о своих. Выразите сожаление, но не расписывайте свои страдания.

Не ждите мгновенного прощения и не давите. Фразу «Ну я же извинился уже 15 раз!» забудьте. Иногда пострадавшему нужно время.

Подтверждайте слова действиями. Исправьте ошибку, если пообещали, и не повторяйте её. В противном случае в ваших извинениях нет смысла.

Позаботьтесь о себе
Запомните, что признание ошибки и просьба о прощении не делает вас слабым. Чтобы переступить через себя и принять ответственность за причинённый вред, вы должны обладать мужеством. Возможно, вы даже сможете извлечь выгоду из этого — научитесь обдумывать поступки.

По материалам сайта Лайфхакер